В его честь названы горные перевалы, Тянь-Шанские хребты и украинский основанный им город. Его вклад в развитие Донбасса, как одного из первооткрывателей угольного бассейна, невозможно переоценить. География его деятельности охватывала почти все украинское Правобережье, а описание достижений плодотворного и добросовестного труда занимает немало страниц в украинских летописях. Петр Горлов – тот, кто смог подружиться с хранителем подземного царства Дикого поля, Добрым Шубиным.
Он родился и умер на Московии, хотя львиную долю своей сознательной жизни положил на исследования и развитие украинского востока. Младенчество в Иркутске, детство в Измайлово, московское школьничество, студенчество в Петербургском корпусе горных инженеров оконченом с отличием в 1859-ом, и двадцатилетний новоиспеченный инженер Петр Горлов готов был приступить к своим обязанностям.
Бескрайнее от края до края глубокое украинское небо с бесконечным Млечным Путем в Вырий (который предки еще звали «Путем в Киев») в россыпи звездных бриллиантов с загадочным абрисом луны, которая своим холодным взглядом проникает в самые сокровенные уголки человеческой души — что может быть более магнитически-пугающим и маняще-завораживающим одновременно?
Но бездна вселенной для украинцев была не только лишь предметом любования и медитации, это был надежный и точный временно-часовой инструмент, мудрость пользования которым передавалась из поколения в поколение от предков к потомкам, чтобы те жили осознанно в пространстве и времени, как это надлежит цивилизованному человеку .
Судьба – борьба с одной любовью на всю жизнь, имя которой была Украина. И город в петле Южного Буга, взрастивший настоящий, вписанный золотыми буквами в украинские летописи ХХ века талант, почти позабытый современниками вследствии жесточайшего табу московских оккупантов за националистическую позицию и любовь к родной земле. Валентин Отамановский – профессор исторических наук, первый винницкий хронограф, украинский патриот.
Пожалуй, это гены деда привели его на берега Вишни, чтобы стать биографом родного дома врача-легенды Крымской войны, которым так увлекался старик. А как бы еще парень из обычного черкасского села образца конца XIX века, где отец большого семейства Отамановских работал на мелкой должности сахарного завода Бобринских, оказался в Виннице в свои двадцать семь.
Между ними восемь веков, но разницы между этими древними золотоордынцами XIII века и современными московитами нет. Весь лоск цивилизации мгновенно слетел с последних, как только необъявленная война Кремля против Украины 2014—2023 годов предоставила им индульгенцию на нарушение всех морально-нравственных писаных и неписаных законов.
В стратегических целях войны Батыя и Путина никогда не числилось захват территории для дальнейшего их развития и облагораживания, творение никогда не было сильной стороной варваров-ордынцев, ведь парадигма первобытного мировоззрения не позволяет им увидеть долговременные исторические перспективы вложенных усилий. Поэтому кроме примитивного насильственного покорения народов грубой численной силой и жестокостью других целей руководители орды никогда не преследовали. Наглядным доказательством служит абсолютная идентичность уничтожения захваченных городов и сел, будь то разрушенные монголами Киев, Чернигов, Судак, Луцк XIII века или Мариуполь, Бахмут, Северодонецк 2022-ого (хотя уцелевшие в будущем они могли бы приносить оккупантам значительную прибыль).
С Украиной в душе или рождаются независимо от национальности и веры исповедания, и тогда она рядом всю жизнь, как бы далеко от нее не находился, или же – нет. Немецкая семья Вагнеров лишь волей судьбы оказалась на украинской земле в момент, когда Рудольфу суждено было появиться на свет (отец-военнослужащий был переведен по службе на Прикарпатье), но именно это станет одним из главных фактов, определившим всю дальнейшую жизнь мальчишки.
С рождения в предвоенном 1911-ом его девять лет нянчила-лелеяла Украина в нежных объятиях львовских Дулеб (ныне Стрый). Непродолжительная румынская пауза, и за высшим образованием он вернулся в свою малую родину, поступив в 1930-ом сразу на два факультета (философский и теологический) Черновицкого университета, где присоединился к рядам Активной Армии Черновцов.
Старинный парк с рубиновой полоской арочного мостика посередине, будто тоненькой цепочкой между прошлым и будущим, объединяет две неотъемлемые половинки целого. Убаюкивающий покой и уют густых крон с нежным, словно синичий пух, плеском речных волн, кажется даже озорника-время заставил заснуть тут навсегда. Ну как здесь в тихом трепете листьев не услышать шепот ангелов, плетущих кружево своих сказок, превращающихся в человеческом воображении в марево легенд?
Говорят, в древние времена, когда первые праславяне лишь осваивали эту местность, куя мечи из местной болотной руды для защиты от извечной угрозы с востока, Синица на берегу одноименной реки стала сценой трагедии – девушка-синичка (прозванная так односельчанами за бойкий нрав да звонкий голосок) или сама бросилась в быстрые речные воды, где тогда еще не было искусственного пруда и течение было довольно бурным, иль старый предводитель кочевников приказал своим приспешникам наказать за неповиновение, утопив гордячку. С тех пор земля эта не принадлежала никому из живых, а на плече посягающего на ее свободу, и весь род его падало страшное проклятие. Так было с Потоцкими, Яловицкими, Корфами.., даже величественные дворцы которых растворились в водовороте бытия, не оставив после себя и следа.
Один из тех, о ком в народе говорят «врач от Бога», которому хватало физических и душевных сил не только вдохновенно лечить, но и воодушевлять пациентов на скорейшее выздоровление своими безграничной добротой, человечностью и самопожертвованием. Всю свою жизнь, как истинный караим, он отдал служению Украине и украинцам, которые взаимно платили ему искренними благодарностью и уважением. Борис Казас – караим по происхождению, одессит по рождению, евпаториец по служению.
Просвещенная семья караимских интеллигентов Ильича Казаса и Бюбюш Панпулова еще тогда, во второй половине ХІХ века, дала возможность сыну самому выбирать свой жизненный путь, обеспечив его хорошее среднее образование (Симферопольскую гимназию двадцатилетний Борис в 1881-ом закончил с серебряной медалью). Поэтому медицинский факультет Харьковского университета для него был совсем не случайным.