Она была рождена для светских раутов, пышных балов и жизни без печали, но жила они этой жизнью только на театральных подмостках и съемочной площадке, получив полный испытаний и страданий путь заложницы советского режима.
Уже рождение маленькой Мирочки, как близкие называли Мариэтту Капнист-Серко, за несколько месяцев до начала Первой мировой войны не предвещало девочке ничего хорошего, хотя первые годы среди роскоши столичного особняке и полтавского имения дух надвигающихся глобальных перемен почти не ощущался – в графском домашнем театре Ростислава Ростиславича ставили театральные постановки (кстати именно там юный талант впервые был признан строгим профессиональным судьей, другом семьи влюбленным в ее мать, Федором Шаляпиным).
Преступление с неясными мотивами и невыясненными заказчиками, слушание дела по которому длилось одиннадцать месяцев, но так и не дало никакого обоснованного ответа на ключевые вопросы, кроме имен непосредственного исполнителя и его напарника…
В реестре главных жизненных достижений Вадима Гетьмана были: участие в разработке и принятии Конституции Украины, должность заместитель председателя постоянного Комитета Верховной Рады по вопросам финансов и банковской деятельности, академическая научная степень Международной академии информатизации, управления Национальным банком Украины, с его подписью в обращение вышли первые гривны…
22 сентября 1939 года Польша сдала Львов на потеху московским оккупантам, старая Европа вновь отдавала земли своих союзников в тщетных надеждах на примирение одновременно двух агрессоров, которые уже поделили ее пополам. Того осеннего дня в столицу Галичины зашли победители – типичные русские с монгольско-калмыцкими лицами, не чесанные, не бритые, в грязной разноплановой мятой форме… Они вызвали скорее отвращение, нежели страх.
Все оккупированные украинские села и города превратились для советской элиты в место паломничества для грабежа. Малообразованные представители страны «рабочих и крестьян», которые хлынули на западноукраинские земли в поисках наживы и эксклюзива, очень быстро превратились в неиссякаемый источник шуток и смех местных от мала до велика. Ну что еще оставалось, не плакать же? А поводов советская «элита» давала, хоть отбавляй.
Он стал той путеводной звездой украинской свободы, родившийся в год, когда пали многолетние крепостные цепи с украинской души, духовно наследуя только-только умершему Великому Кобзарю. Трудно объяснить это странное совпадение планет и ключевых для возрождения нации дат, но именно в 1861-ом родился Евгений Харлампиевич Чикаленко.
Судьба не только подарила ему счастье родиться в богатой семье крупного латифундера и рантье, но еще в Елизаветградской реальной школе переплела его жизнь с будущими звездами украинской культуры – сидел рядом с Афанасием Тобилевичем (Саксаганским) (через которого познакомился с его братьями Николаем Садовским и Иваном Карпенко-Карим), в том же классе учился Александр Тарковский (отец поэта Арсения и дед кинорежиссера Андрея Тарковского).
В украинских народных традициях тесно переплелись язицництво и христианство как гармоничный симбиоз и триумф толерантности мирного сосуществования и космополитизма нации всегда открытой для нового и почитающей древние верования предков. Прекрасным примером данного утверждения служит христианский праздник Благовещения Пресвятой Девы Марии и одновременно языческий – третьей (после Сретения и Сорока Мучеников) встречи весны 25 марта.
Именно последний с древних времен у украинцев знаменовал окончательное торжествование весны над зимой и разрешение на начало полевых работ (до этого момента земледельческие хлопоты считались большим грехом). В этот день местная община собралась на традиционное ежегодное Вече с главным вопросом об определении порядка обработки полей или огородов семьям без кормильца (вдовам, сиротам и одиноким), землю которых вспахивали и засевали все вместе, в первую очередь, безвозмездно как залог согласия и сплоченности всех ее членов.
Он так и остался до последнего вздоха украинцем, хотя три четверти своей жизни прожил в блестящем Париже и сам президент де Голль при вручении ордена Почетного легиона предлагал ему французское гражданство. Он сделал для возрождения французского балета больше, чем кто-либо в ХХ веке, и это несмотря на войну и лишения. А родная страна узнала о своем знаменитого сына-изгнанника только через пять лет после его смерти.
Тот кто через десятилетия станет изобретателем неоклассического стиля балета родился в обычном украинском доме среднего достатка, ничего особо примечательного в семье помощника лесничего Михаила Лифаря и его жены Софии Марченко, обитавших под Киевом в селе Пирогово, не было кроме корней – род Лифарей происходил от славных казаков Запорожской Сечи с многочисленными грамотами от гетманов и кошевыми атаманами – маленький Сергей с широко открытыми глазами слушал истории каневского деда о славном прошлом родной земли.
Мало кто из украинских диких или домашних птиц может поспорить с петухом за лидерство в украинских народных поверьях, легендах и преданиях. Он – царь двора и хозяин всей домашней животины, несмотря на то, что она превышает его по габаритам временами в десятки раз, потому что дважды рожденный (один раз в яйце, другой из яйца) он – властелин двух миров. Красавец-петух с красной короной на голове, казацкими серьгами в обоих ушах и золотыми шпорами на ногах, ну кто сможет бросить ему вызов?
В народном представлении петух символизирует рождение нового дня, жар солнца и тьму небытия, а еще огонь, воинственность и силу, то есть – саму жизнь от начала до последнего вздоха. Именно поэтому в украинских селах резать хозяина двора (главный оберег благосостояния и мира дома) почиталось за большой грех и приравнивалось к призыву зла, нищеты и смерти в дом.