Мосты Преображенского

История

Один из Преображенских мостов Запорожья (над руслом Нового Днепра) Преображенский мост Запорожья над руслом Нового Днепра

Быстрое развитие расположенного на берегу Днепра уездного города после введения в строй линии Лозовая – Александровск Екатеринославской железной дороги стало одной из первопричин налаживания выше острова Хортица постоянного паромного сообщения для улучшения логистики между Криворожьем и Донбассом. Однако ограниченные возможности и увеличившийся грузопоток к концу XIX столетия исчерпали лимит переправы — на ее месте в 1900 году было начато строительство арочного Кичкасского моста.

Первая пешеходная его очередь была запущена уже через два года, за ней последуют вторая (для гужевого транспорта) в 1904-ом и третья – железнодорожная – еще через четыре года. Именно в виду своей стратегической важности Кичкасская переправа приняла на себя весь удар боевых действий гражданской войны 1917 — 1922 годов, за время которых ее несколько раз подрывали, сжигали деревянное полотно, демонтировали рельсы. Хотя, после окончания кровопролития за неимением другого выхода в виде временной меры арка была восстановлена.

Реальная же история запорожских мостов через Хортицу начала слагаться в порыве трудового энтузиазма и строительной лихорадке первых пятилеток страны советов, когда в дали украинских степей затихли плач матерей и раскаты орудий. Тогда-то перед руководством республики и стал насущный вопрос о переправе через Днепр в районе Запорожья после строительства ДнепроГЭС, ведь единственная Кичкасская связующая нить согласно плана попадала в зону затопления.

Так на свет появилось детище Николая Станиславовича Стрелецкого (1885 — 1867) – состоявшее из двух неодинаковых частей сооружение со связующим звеном магистрали через Хортицу . Честь воплощения его идеи в жизнь принадлежит инженеру Константинову. Мосты Стрелецкого-Константинова были введены в эксплуатацию в ноябре 1931-го и в плоть до 1943 года, не смотря на попытки подрыва отступающими советскими войсками в 1941-ом, исправно выполняли свою функцию. А трагическими финалом их существования стала бомбардировка стратегической магистрали штурмовой бригадой гвардии лейтенанта Усманова.

Восточный Преображенский мост Запорожья Запорожский Преображенский мост

В первые же послевоенные дни вновь остро стал вопрос о сообщение между двумя частями Запорожья, ответом на который послужил проект инженера-мостостроителя Бориса Николаевича Преображенского. Непосредственно само строительство, начатое весной 1949 года на фундаментах опор предыдущего сооружения, нашло свое достойное завершение в последний день 1952 года.

С тех пор мосты, получившие имя своего создателя, являются неотделимой частью картины жизни города на двух берегах в низовье Днепра. И хотя они давно уже отметили смой золотой юбилей, но миссия возложенная на их изящные опоры при проектировании и ныне остается актуальной, а грузопоток сообщения Донбасс — Кривой Рог год от года лишь увеличивается.

Архитектура

Две части одного целого с промежуточной площадкой на древнем острове — это и есть мосты Преображенского в Запорожье, построенные за неимением в стране высококачественной стали с использованием монолитных железо-бетонных технологий на фундаменте ранее уничтоженных конструкций.

Их двухъярусный (первый автомобильно-пешеходный, второй – железнодорожный) силуэт благодаря арочным контурам зримо становится практически невесомым, что при массивности конструкции и совокупной длине 788м является практически трудновыполнимой задачей.

Пятипролетная четырех (три из которых находятся непосредственно над Новым Днепром) арочная часть длинной 560м и высотой 54м, соединяющая Жовтневый район города с Хортицей, и однопролетная часть над Новым Днепром между островом и Хортицким районом отстоят друг от друга на расстоянии 2,9км.

Дополнительная информация

Место расположения: Украина, Запорожская обл., г. Запорожье, мост Преображенского.

Ссылки

Как добраться

По трассам Е105 (Харьков — Запорожье — Мелитополь — Чонгар — Симферополь) / Н08 (Днепропетровск — Запорожье) / Н23 (Кривой Рог — Никополь — Запорожье) / Р37 (Бердянск — Запорожье) / Т08 03 (Мариуполь — Запорожье). В городе: с Левого берега по главной (Космическая — Ленина — Гребельная – Каширское шоссе), с Правого — Николаевское шоссе — Хортицкое шоссе — ул. Заднепровская до Преображенского моста.

Городским транспортом, следующим через Хортицу.

Виктория Шовчко

Обсудить статью в сообществе