Zabytki.in.ua
Достопримечательности Украины

Мосты Преображенского

История

Один из Преображенских мостов Запорожья (над руслом Нового Днепра) Преображенский мост Запорожья над руслом Нового Днепра

Быстрое развитие расположенного на берегу Днепра уездного города после введения в строй линии Лозовая – Александровск Екатеринославской железной дороги стало одной из первопричин налаживания выше острова Хортица постоянного паромного сообщения для улучшения логистики между Криворожьем и Донбассом. Однако ограниченные возможности и увеличившийся грузопоток к концу XIX столетия исчерпали лимит переправы — на ее месте в 1900 году было начато строительство арочного Кичкасского моста.

Первая пешеходная его очередь была запущена уже через два года, за ней последуют вторая (для гужевого транспорта) в 1904-ом и третья – железнодорожная – еще через четыре года. Именно в виду своей стратегической важности Кичкасская переправа приняла на себя весь удар боевых действий гражданской войны 1917 — 1922 годов, за время которых ее несколько раз подрывали, сжигали деревянное полотно, демонтировали рельсы. Хотя, после окончания кровопролития за неимением другого выхода в виде временной меры арка была восстановлена.

Реальная же история запорожских мостов через Хортицу начала слагаться в порыве трудового энтузиазма и строительной лихорадке первых пятилеток страны советов, когда в дали украинских степей затихли плач матерей и раскаты орудий. Тогда-то перед руководством республики и стал насущный вопрос о переправе через Днепр в районе Запорожья после строительства ДнепроГЭС, ведь единственная Кичкасская связующая нить согласно плана попадала в зону затопления.

Так на свет появилось детище Николая Станиславовича Стрелецкого (1885 — 1867) – состоявшее из двух неодинаковых частей сооружение со связующим звеном магистрали через Хортицу . Честь воплощения его идеи в жизнь принадлежит инженеру Константинову. Мосты Стрелецкого-Константинова были введены в эксплуатацию в ноябре 1931-го и в плоть до 1943 года, не смотря на попытки подрыва отступающими советскими войсками в 1941-ом, исправно выполняли свою функцию. А трагическими финалом их существования стала бомбардировка стратегической магистрали штурмовой бригадой гвардии лейтенанта Усманова.

Восточный Преображенский мост Запорожья Запорожский Преображенский мост

В первые же послевоенные дни вновь остро стал вопрос о сообщение между двумя частями Запорожья, ответом на который послужил проект инженера-мостостроителя Бориса Николаевича Преображенского. Непосредственно само строительство, начатое весной 1949 года на фундаментах опор предыдущего сооружения, нашло свое достойное завершение в последний день 1952 года.

С тех пор мосты, получившие имя своего создателя, являются неотделимой частью картины жизни города на двух берегах в низовье Днепра. И хотя они давно уже отметили смой золотой юбилей, но миссия возложенная на их изящные опоры при проектировании и ныне остается актуальной, а грузопоток сообщения Донбасс — Кривой Рог год от года лишь увеличивается.

Архитектура

Две части одного целого с промежуточной площадкой на древнем острове — это и есть мосты Преображенского в Запорожье, построенные за неимением в стране высококачественной стали с использованием монолитных железо-бетонных технологий на фундаменте ранее уничтоженных конструкций.

Их двухъярусный (первый автомобильно-пешеходный, второй – железнодорожный) силуэт благодаря арочным контурам зримо становится практически невесомым, что при массивности конструкции и совокупной длине 788м является практически трудновыполнимой задачей.

Пятипролетная четырех (три из которых находятся непосредственно над Новым Днепром) арочная часть длинной 560м и высотой 54м, соединяющая Жовтневый район города с Хортицей, и однопролетная часть над Новым Днепром между островом и Хортицким районом отстоят друг от друга на расстоянии 2,9км.

Дополнительная информация

Место расположения: Украина, Запорожская обл., г. Запорожье, мост Преображенского.

Ссылки

Как добраться

По трассам Е105 (Харьков — Запорожье — Мелитополь — Чонгар — Симферополь) / Н08 (Днепропетровск — Запорожье) / Н23 (Кривой Рог — Никополь — Запорожье) / Р37 (Бердянск — Запорожье) / Т08 03 (Мариуполь — Запорожье). В городе: с Левого берега по главной (Космическая — Ленина — Гребельная – Каширское шоссе), с Правого — Николаевское шоссе — Хортицкое шоссе — ул. Заднепровская до Преображенского моста.

Городским транспортом, следующим через Хортицу.