История
Аскетичная сфера купола на квадратном пьедестале, спрятанная в восьмигранник кирпичных ступеней вот уже более десяти веков хранит тайну своего рождения, ведь камень долговечнее, чем бумага, а история полна разрушительных событий, которые не щадят ни людей, ни, тем более, его творений. Вот почему датировка здания текие лишь предположительно специалистами отнесено к XI веку.
Причем, судя по конструкции самого храмового строения, скорее всего, его стоит отнести к христианскому зодчеству, в основу которого положены византийские каноны строительства, что в сопоставление с предполагаемой датой сооружения и письменными сохраненными свидетельствами (упоминание армянского квартала с прекрасным храмом за Одун Базар Капусу (вне крепостных стен) и отсутствие в предместьях Гезлева кварталов других христиан Эвлия Челеби в 1666 — 1667 годах) делает наиболее вероятным принадлежность храма к армянской апостольской церкви.
Отсутствие детального описания в документальных источниках храма дает право другим исследователям оспаривать армянское происхождения здания текие, и относить его уже к рубежу XIV-XV веков и мусульманкой общине, построившей его для странствующих приверженцев суфизма — дервишей.
Хотя, если принять во внимание первую точку зрения и его дальнейшую судьбу, когда в ходе первого разрушительного наступления на Крымский полуостров 1736 года русских войск храм уцелел под ударом войск фельдмаршала Бурхарда Кристофа фон Миниха (1683 — 1767), в то время как мусульманский Гезлев пал в руинах, то можно сделать вывод о размещение в этих стенах текие дервишей скорее всего либо сразу после этих событий (в отместку за поруганные святыни ислама), либо после исторического исхода христиан с полуострова в 1778 году (армяне были переселены в Нахичевань).
Как бы-то ни было, но на рубеже XVIII — XIX столетий именно в этом храмовом сооружении разместилось текие одного из самых таинственных орденов суфизма — Мевлеви (вертящиеся дервиши). Во исполнение должным образом новой высокой миссии тогда же рядом была достроена мечеть с минаретом, что сделало комплекс одним из самых почитаемых в Крыму, а позднее его завершением стало одноэтажное здание школы-медресе для мальчиков.
Не смотря на установление на полуострове власти Российской империи, основной религией которой было христианство, текие продолжало на протяжении всего XIX успешно функционировать, превратившись в одну из достопримечательностей Евпатории (танцы дервишей были доступны для просмотра желающим ежедневно в девяти вечера) на ряду с уцелевшими остатками городских ворот и мечетью Джума-Джами, когда город превратился в один из фешенебельных курортов страны.
С приходом нового ХХ столетия и антирелигиозной политики новой советской власти в 1924 году дервишей был закрыт, чтобы на долгие десятилетия превратиться в склад одной из баз Черноморского флота страны. В этом не мало посодействовало наличие в комплексе минарета, который военные использовали в качестве дозорной вышки, хотя и потребовало полного уничтожения расположенного на территории кладбища дервишей (в 1933 году могилы сровняли с землей, а надгробные плиты свалили в углу двора).
Пережив лихолетья Второй мировой (незначительно была повреждена крыша минарета), комплекс евпаторийский текие дервишей в 1963 году наконец был признан памятником архитектуры постановлением Совета Министров УССР со взятием на учет, но средства на его реставрацию нашлись слишком поздно — начавшуюся в 1988 году модернизацию школы-медресе (реставрация и надстройка второго этажа) погребла под своими обломками страна советов.
Ветер перемен принесла древнему храму лишь заря нового тысячелетия — в 2000 году комплекс был передан верующим, а в 2004 году наконец был открыт Евпаторийский крымскотатарский этнографический центр «Текие дервиш» (здание медресе), в заново отделанных комнатах которого уютно соседствуют музей и классы по изучению арабской письменности и священнописания Корана, мастерские народных промыслов и религиозная община.
Архитектура
Представляющий в плане прямоугольник (38м х 42м) комплекс, замкнутый между улицами Поворотной и Интернациональной своим центральным фасадом (медресе и ворота с фамильным символом рода Гиреев) выходит на улицу Караева.
Подвергшийся многочисленным реконструкциям и перестройкам (только на протяжении ХХ века их документально зафиксировано три — 1910, 1925, 1988), текие дервиш ныне состоит из трех неотъемлемых составляющих, создающих поразительный симбиоз восточно-византийской прелести:
Самое древнее здание комплекса (предположительно XI век) — непосредственно само текие – представляет собой центральнокупольное квадратное в плане (сторона – 17,5м) сооружение со срезанными двухступенчато углами так, что в предкупольной части образован восмигранник, являющийся своего рода барабаном для покрытой желобчатой черепицей шатровой крыши. Сам венчающий купол диаметром 9,35м опирается на подпружиненные арки с парусами, спускающиеся на высоту 0,8м от современного бетонного пола. С каждой стороны на уровне второго яруса в здании пробито по два небольших стрельчатых окна ныне украшенных витражным стеклом.
Внутренние помещение сложенного из известняка здания с толщиной стен около метра оштукатурено. Оно представляет собой вытянутый в высоту объем (10,5м) со полу-сферическим куполом, на нижнем ярусе которого расположены девятнадцать небольших (2,7м х 1,6м) келий под луковичным сводом со стрельчатыми выходящими в основной зал дверными проемами и узкой щелью окна. Угловые из них — пятиугольные большего объема с выходом в смежную келью.
Со стороны центрального входа евпаторийского текие, расположенного на западе, путь преграждают мощные деревянные двустворчатые двери под стрельчатым сводом. Соединение же с основным объемом происходит через буферное помещение и узкий темный коридор.
Левее центрального входа — одностворчатая дверь, ведущая в самую просторную келью сооружения с аркой, камином и нишей для лампады, которая соединена с соседним помещением библиотеки. Это бывшие апартаменты суфия.
В целом здание носит отметину своего ордена Мевлеви, представляя собой на данном этапе аскетичный лишенный налета украшений храмовый комплекс без михраба, предназначенный для молитвы и отрешения от мирской суеты.
Школа-медресе (XVIII столетие), являющаяся фасадом всего комплекса «Текие дервиш» , изначально представляла собой одноэтажное здание (второй — достроен в ходе реконструкции 1988 — 2004 годов). Стены его сложены из камня-ракушняка. Но свой первоначальный вид здание практически полностью утратило, спрятанное рукой последних строителей в современную оболочку.
Плод многолетних достроек и перестроек – мечеть ныне носит имя Шукурулла-эфенди или Бидь-базар-джами (XVIII век). Ее двухъярусный прямоугольный (17,2м х 9,6м) с прямоугольными же окнами сложенный на старом фундаменте из бута на глине объем еще хранит следы былой роскоши: михраб южной стены и штукатурки с примесью овечьей шерсти.
С востока к ней примыкает минарет высотой чуть более двадцати метров. Его основанием служит квадрат (сторона — 2,35м), переходящий с помощью опоясывающего карниза в десятигранник, а вершиной винтовой внутренней пятидесятичетырехступенчатой лестницы служит балкон-шерфе.
Музей
Расположенный в здании медрес этнографический музей ныне в документах, предметах одежды и быта рассказывает историю мусульманской общины Евпатории с ее радостями и печалями, взлетами и падениями.
Со старинных фотографий взирают на современников те, кто давно покинул этот бренный мир, чтобы воссоединиться с Аллахом, а вышитые умелой рукой амулеты и поныне защищают тех, кто истинно верует.
Миниатюрные статуэтки, одетые в пошитые по всем канонам крымскотатарской культуры одежды, спрятанные за стеклом подлинные праздничные наряды, картинки с изображением мгновений былого живой нитью повествуют о культуре и быте, жизни и чаяниях народа с нелегкой судьбой.
Достопримечательности
При общей аскетичности комплекса Текие дервиш яркими запоминающимися штрихами являются то тут, то там в нишах притаившиеся найденные на его территории керамические кувшины с черепками некогда бывшие хранилищами живительной влаги. И надгробные плиты, поврежденные безбожной рукой, сиротливо жмутся в углу лишенные своих безвестных могил.
А неподалеку от входа в храм дерево все увитое разноцветными лентами — то могила святого Отеш-деде, не так давно найденная при очередных археологических изысканиях, у которой правоверные возносят свои молитвы, чтобы быть услышанными небесами.
Дополнительная информация
Адрес: Украина, АР Крым, г. Евпатория, ул. Караева,18.
Как добраться
По трассе Р25 (Симферополь — Саки — Евпатория). На кольце повернуть на ул. Эскадронную, затем — Матвеева. Четвертый поворот направо — ул. Караева, где справа расположено текие.
Общественным транспортом до авто / ж-д вокзалов ( расположены рядом) далее пешим ходом 20-30 минут вдоль улицы Интернациональной, на пересечении с ул. Караева которой расположен храм дервишей.