Синагога в Бродах

История

Бродовская синагога Синагога в Бродах

Непростая украинская история с семью столетиями войн, нашествий, иностранного господства, которые одной из главных целей ставили себе уничтожение любых проявлений воли и свободы порабощенного, но не покоренного народа через уничтожение его истории и любых документальных источников с ее упоминанием, оставила слишком мало документальных свидетельств о прошлом большинства памятников архитектуры, и синагога в Бродах – не исключение.

Так согласно косвенных свидетельств в конце XVI столетия еврейская община города на реке Болдурка уже имела свой собственный храм, хотя каким он был и и где находится – о том сведений не сохранилось, как и информации о том тот ли самый храм сгорел во время пожара 1642-ого.

Всего через шесть лет, осенью 1648-ого, восстановленную синагогу вместе с частью городских строений поглотило пламя освободительной войны во главе с Богданов Хмельницким (1596 – 1657), после которого украинская земля долгие годы лежала в руинах, а многие селения после него так и не возродились (согласно другим сведениям храм простоял нетронутым до 1690-ого).

Руины западной пристройки иудейского храма в Бродах Руины западной пристройки иудейского храма

Однако Бродам повезло, и уже к концу XVII столетия город полностью восстановился, а его еврейская община снова получила свой храм, причем со школой, в 1690 благодаря в том числе помощи польского короля Яна III Собесского (1623 – 1696), хотя и на этот раз через шесть лет синагога сгорела.

Хлопотами иудейской общины в 1699-ом было получено разрешение дидыча города, Якуба Людвика Собеского (1667 – 1637), на строительство новой синагоги, причем уже на месте ныне существующей, где в 1704-ом она упоминается в связи с наличием в ее фондах огромного количества ценных документальных источников, а так же удобством планировки для священнослужителей и проведения служб.

Очередное пламя уничтожило Большую синагогу в Бродах в 1742 году, и тогда же во избежание этого природного катаклизма в будущем свой главный храм еврейская община начала возводить в камне. Инициатором строительства, согласно памятным надписям на стенах синагоги, выступил Ицхак Горовиц, сын Якова из Болехова, а средства выделил Яков Ицкович, сын Ицхака Крукивера.

Аттик восточного фасада синагоги в Бродах Аттик восточного фасада синагоги

Смена гражданства на австрийское после Первого раздела Речи Посполитой в 1772-ом мало сказался на жизни главной синагоги города города, к тому же для завоевания симпатий новых подданных спустя пять лет новые власти дают официальное разрешение на реставрацию ее кровли с изменением направлений водостоков.

Всегдашний природный бич Брод – пожар – 5 мая 1859 года вновь оставил свои отметины на лике Большой синагоги, но она пострадала куда меньше, чем деревянная городская застройка практически полностью уничтоженная его пламенем, и в скором времени в святых для иудеев стенах вновь звучали священные слова Торы.

Отсчитавший к началу ХХ-ого полтора столетия своего существования храм частично был отреставрирован по свидетельствам памятных надписей на его стенах и сохранившейся открытки с его видом того времени.

Центральный зал синагоги в Бродах Центральный зал бродовской синагоги

Вторая мировая война 1939 – 1941 годов унесла в своих разрушительных объятьях северную и южные пристройки, нанеся самому зданию значительный ущерб, хотя новая советская власть после окончания боевых действий не торопилась восстанавливать святыню – ремонтные работы были отложены до 1960-х.

Советский послеремонтный период наделил памятник архитектуры статусом склада с перманентным использованием верхнего яруса под кафе во время проведения всенародных ярмарок и гуляний, пока отсутствие реставрации не превратило его в руину – протекающая кровля и обвал верхней части западной стены с пристройкой в 1988-ом чуть-было не стоили зданию существования.

Местная власть в 1991-ом предприняла попытку реставрации синагоги, но рушащиеся остов союза погреб под своими осколками этот так и не реализованный проект превращение исторического здания в картинную галерею в виду катастрофической нехватки средств, что через полтора десятилетия привело к обрушению и западной части сводов основного объема. Поэтому в 2010-х сооружение пребывает в стадии руины.

Архитектура

Северный фасад иудейского храма в Бродах Северный фасад иудейского храма

Краснокирпичное оштукатуренное, квадратное в плане (сторона 25м) строение на высоком цоколе зального типа синагоги в Бродах некогда имело одноэтажные прямоугольные пристройки во всю ширину трех фасадов (кроме восточного), но к настоящему моменту о них напоминает лишь единственная уцелевшая остовная часть на западе.

Главной доминантой внутреннего интерьера его служат четыре мощных шестигранных столба, соединенных подпружиненными арками, поддерживающими крестовые своды, а так же пилястры ионического ордера с гирляндами, членящие плоскость стен по вертикали. Нижний уровень визуально по горизонтали отчеркнут профилированным карнизом и слепой аркадой в обрамлении филенок на высоте около двух с половиной метров. Кроме того декор хранит несколько образцов розеток символически-растительного оформления и архивольты на полуколоннах композитного ордера оконных проемов.

Внешние фасады декорированы ныне вросшими в землю коробовыми арками цоколя, вытянутыми арками оконных проемов со шропсами на уровне пяти метров , пилястрами дорического ордера, профилированным карнизом, который служит переходом от основного объема к двухъярусному аттику (первый представлен слепой аркадой, второй – плоскими восьмиугольниками) с круглыми окнами. На восточном фасаде в обрамлении барочных волют представлен картуш с памятной надписью.

Дополнительная информация

Адрес: Украина, Львовская обл., г. Броды, ул. Гончарская, 8.

Как добраться

Автотранспортом по трассе Е40 (М06) (Львов — Броды – Дубно — Ровно — Житомир — Киев — Лубны — Полтава — Харьков — Изюм — Славянск — Луганск). В городе по улицам Ивана Богуна – Железнодорожной до пересечения с Гончарской, по которой расположено здание Большой синагоги.

Общественным транспортом до вокзалов в Бродах, а затем по улице Железнодорожной – Гончарской до здания иудейского храма.

Виктория Шовчко

Обсудить статью в сообществе