История
Древний Солоны («соленый») путь через Азов – Кальмиус – Солона (приток Кальмиуса) – Солона (приток Волчьей Воды) – Самара – Днепр на север и восток столетиями оберегал высокий холм с трех сторон защищенный водой, самой природой предназначенный для удобного устройства дозорно-оборонительной крепости. Поэтому селение в устье реки, которая в то время была значительно полноводнее нынешней, было известно со времен Древней Греции (около VIII столетие до н.э.) благодаря своим скифским торжищам.
Более конкретная информация относится к V веку до н.э. благодаря историко-географическим сведениям Геродота (484 – 425 г. до н.э.), согласно которым ориентировочно на месте будущего города Мариуполь располагалось скифское селение Кремны (недалеко от реки Танаис (Дон) до Бердянской косы). Фактически оно существовало в какой-то степени при непрекращающихся торговых отношениях Кальмиусской страны с крымскими греками вплоть до начала нового тысячелетия, когда частая смена и не всегда бескровная хозяев северного Приазовья (гунны, болгары, авары, печенеги, хазары) обезлюдила эту местность.
На закате эры последних по приказу византийского императора Феофил (803 – 842) на месте нынешнего Мариуполя (по мнению профессора Бруна) был выстроен город Саркель (Белая Крепость, Была Вежа) херсонисским стратигом Петроном, для которого помимо торговой роли предусматривалась еще и стратегическая – отслеживание действий хазар и отвлечение внимание русских князей от крымских колоний и самой Византии по средствам стравливания их с аланами.
А уже через столетие войска киевского князя Святослава Игоревича (938 – 1972), союзника византийского императора Никифора II Фоки (912 – 969), наголову разбили хазар и разрушил Белую Крепость в устье Кальмиуса, утвердив границы Киевской Руси по Залозному и Солоному пути (Кальмиус – Миус) для удобства торговых отношений с Тмутараканской областью и Крымом по доставке соли из Генического и Бердянского озер.
Где-то в районе Мариуполя (хотя существует мнение, что немного далее на запад) на берегу Суражского (очередное название Азова) моря появился или возродился украинский город Белосарай, давший имя косе расположенной чуть далее.
Нашествие восточных татаро-монгольских орд (XIII в.) превратило Приазовьев в Дикое Поле, пока через столетие на берега Азова не пришли итальянцы (в частности генуэзцы), на месте Белосарая отстроившие город, который именовался на картах того времени Паластра (Pallastra), со временем трансформировавшееся в Белестра (второе название Белосарайской косы).
Первое казацкое поселение в овраге возле самого устья Кальмиуса появилось предположительно в XVI столетии (времена Предслава Лянцкоронского(1489 – 1531)) и было известно как Домаха. Именно на его основании был сооружен главный юго-западный форпост Запорожской Сечи – Кальмиусская паланка. Причем на картах первой половины XVIII столетия она обозна как довольно крупная крепость.
По состоянию на середину XVIII столетия паланкой в 674 казака командовал полковник Крицко Гаркуша. Она имела свою полковую печать и стояла на страже коммерческих интересов промышленников солью и рыбой. Кроме того к ней относился шестьдесят один зимовник по всей округе до самого Урзуфа. Внутри крепостного периметра находилась Николаевская церковь неизвестного года постройки, но к середине XVIII века обветшавшая и выстроенная наново по приказу полковника запорожцев Андрея Порохня в 1754-ом.
После уничтожения в 1775 году Войска Запорожского по приказу российской императрицы Екатерины II (1729 – 1796) и оккупации украинской земли Азовский губернатор Чертков (1726 – 1793) переименовал Приазовье в Кальмиусский уезд, а крепость Кальмиусской паланки Домаху разобрали для строительства города Павловск в 1776-ом.
Казацкая же церковь в 1780 году по распоряжению непосредственно генерал-губернатора Потемкина (1739 – 1791), не смотря на возражения хозяев – местной украинской общины, была отдана пришлым из Крыма грекам и причислена к епархии митрополита Игнатия (1715 – 1786), а уже через год украинское население Кальмиусской паланки выселили в город Павлоград (позднее село Павловка).
Борьба за походную Николаевскую церковь продолжалась почти год и завершилась частичной победой казаков – 11 декабря 1780 года после многочисленных ходатайств греки отдали украинской общине (через три месяца были вывезены в Павлоград) антиминс, ризы, книги, иконостас и иконы, но не колокол, церковный крест, серебренное кадило.
В том же году на площади паланки (а то время мариупольской Базарной) митрополит Игнатий заложил для греческого общества Харлампиевский собор, который располагался здесь вплоть до сноса в 1930-х воинствующими безбожниками от советов, номинально «чтобы освободить место для транспортного кольца».
После обретения Украиной независимости и снятия тоталитарных запретов на украинскую историю на месте крепости Кальмиусской паланки в 1995-ом (реконструирован через восемь лет) был заложен сквер в честь 700-летия запорожского казачества с памятником основателя праотцам Мариуполя из Кальмиусской паланки.
Архитектура
Сквер-памятника в начале главного городского проспекта представляет собой вытянутый овал с зеленым сердцем из ив, ясеней, тополей, акаций, каштанов, по периметру опоясанный парапетом из не ограненных глыб красного гранита, которым так же обозначены его тенистые лучистые дорожки.
В восточной части сквера на небольшом выложенном гранитными же плитами пригорке установлен памятный знак Кальмиусской паланки и 700-летия Украинского казачества – бетонный куб с барельефными памятными надписями и печатями Запорожской Сечи и местного ее подразделения на гранях.
Дополнительная информация
Место расположение: Украина, Донецкая обл., г. Мариуполь, Казацкий сквер.
Как добраться
Автотранспортом по трассе М14 (Одесса – Мелитополь – Мариуполь – Новоазовск) или Н20 (Славянск – Донецк – Мариуполь), которые проходят через центр города. Далее по проспекту Мира по направлению к ДОСААФу, который расположен рядом со Казацким сквером.
Общественным транспортом до Мариуполя, а затем – в центр города (остановка «ДОСААФ” или «Трест»). На противоположной стороне улицы расположен памятник Кальмиусской паланке.