История
ролевства, корни которой уходят к самому князя Гедимина. В ее владении находились в том числе крупные земельные владения на Волыни. Именно в качестве центра управления в последние Барбарой Сангушко (1718 – 1791) был избран Изяслав (тогда Заславль). Именно здесь, рядом с древним дворцом князей Заславских, отремонтированном ее мужем Павлом Карлом (1680 – 1750) за три десятилетия до того, княгиня решила создать новую фамильную резиденцию.
Хозяйка – молодая вдова, которая имела большой художественный талант и неутомимую энергию, сама занималась строительством – из-за ее нареканий первоначальный проект местного зодчего Паоло Фонтана (1696 – 1795) был допроацьований его однофамильцем, королевским архитектором Якубом Фонтана (1710 – 1773) с учетом первичной сооружения дворцового комплекса и добавлением соединительной арочной галереи, хотя работами руководил первичный актер проекта.
Сами строительные работы начались после 1755-го, когда был накоплен весь необходимый материал (кирпич, древесина, фундаментное камни), а в конце 1750-х здание фактически уже стояла под крышей, хотя внешние и внутренние отделочные работы продолжались еще более десятилетия и завершались уже под руководством местного казначея Юзефа Марковского.
Последний польский король Станислав Август Понятовский (1764 – 1795) дважды гостеприимно был принят княгиней Барбарой в заславском дворце Сангушко, хотя наследник, Януш Модест (1749 – 1806), и был ярым сторонником московского царя и в конечном итоге получил за свою измену звание генерал-поручика армии россиян, в то время как его жена, председатель сторонников реформ Четырехгодичного сейма, Анеля Сангушко ( – 1825), пыталась поддерживать восставших поляков и выступать посредником между Костюшко и московитами. А в 1812-м во дворце стала ставка восточая армия во главе с генералом Кутузовым (1745 – 1813).
В собственности семьи Сангушко дворцовый комплекс, который в начале 1860-х пережил небольшую перестройку для увеличения ризалитов, находился еще пол-века, пока россияне под благовидным предлогом Январского восстания 1863 году не прилинути первого и последнего ордината Заславского, Романа Дамиана Сангушко (1832 – 1917), продать после долгого сопротивления город вместе с имением российской казне в начале 1870-х.
В своих лучших традициях оккупационная власть Москвы отдала роскошные дворцы в жертву своей армии – здесь разместились казармы и хозяйственный корпус, так что уже в 1913-м здание находилось в запущенном состоянии (отсутствовали части крыши, декоративные элементы отделки). Конечно все сколько-ка ценное имущество бравые офицеры давно прогуляли.
Первая мировая не нанесла дворцу сколько-нибудь ощутимый урон, поэтому в 1919-ом его смог использовать для своих нужд корпус сечевых стрельцов Украинской народной республики, а после коварного убийства украинцев красными – подразделений красной армии.
В 1944 ом советские войска собственноручно расстреляли свои бывшее имущество, так что после Второй мировой здание больше не использовалась, а ее деревянные конструкции «сообразительные» военные разбили тяжелой техникой и использовали для обогрева (во дворце Заславских долгое время находилось их общежитие).
Роль советского государства в сохранении Изяславского памятника архитектуры семьи Сангушко ограничилась предоставлением официального статуса в 1963-ем и разработкой проекта реставрации в 1980-х, который так и не был воплощен в жизнь из-за нехватки средств. Не нашлось их и в независимой Украине, которую сначала сотрясала постсоветская лихорадка, а затем началась украино-российская война на востоке страны.
Архитектура
Двухэтажный ярко с подчеркнутыми угловыми (арочное завершение утраченное) и центральными ризалитами (северный из которых полуовальный) дворец представляет собой кирпичный двухэтажный прямоугольник в стиле барокко с мансардной крышей (утрачена). Ранее первый этаж разделял пополам коридор, от которого отходили отдельные помещения по коридорной же системе, а второй – имел анфиладную планировку под крестовыми и полуциркульными перекрытиями.
Главный акцент здания было сосредоточено на центральной овальной в плане зале, окна которой выходили на живописный пейзаж слива двух рек – Горыни и Поноркы, а на первом этаже полукруглого ризалита находится центральный, украшенный парным колонным портик композитного ордера (с внутренней стороны здания – пилястры того же ордера) портала центрального входа, которой поддерживает тяжелый сложнопрофильных антаблемент с гладким аттиком. С южный центральный ризалит украшает французский руст первого этажа, ступенчатое оформление углов, межоконные пилястры.
В целом же здание декорировано простыми наличниками оконных проемов, табличками подоконного пространства (на втором эмитируют коробовую арку), межярусным и лобовым профилированным карнизами (последний на медильонах), простыми угловыми лопатками.
Аркадный надвратный корпус расположен северо-восточнее от дворца и соединен с ним открытой галереей частично под крестовым перекрытием, а частично без кровли. В постсангушивськи времена часть его проемов была заложена полностью или частично. В центре него расположен арочный проезд, украшенный треугольным фронтоном, пилястрами дорического ордера и широким фризом. От дороги через искусственный ров от костела святого Иосифа к нему перекинут кирпичный трехпролетных арочный мостик с востока на запад.
Дополнительная информация
Адрес: Украина, Хмельницкая обл., г. Изяслав, ул. Шевченко.
Ссылки
- Легенды. Огненное золото
Как добраться
Автотранспортом по трассе Р05 (Сарны – Ровно – Староконстантинов) или Р32 (Кременец – Ржищев) или Р49 (Новоград-Волынский – Шепетовка) далее – по Т1804 (Корец – Славута – Антонины) или Т2313 (Каменка – Шепетовка) до Изяслава. В городе по Шевченко во дворец (у моста через Понорку).
Междугородным транспортом к Изяславу, а затем – во дворец Сангушко городским (направляются по ул. Шевченко в костел святого Иосифа).