История
Их история началась с далеких предгорий Кавказа, откуда кочевое племя хазар пришло в VII веке на Крымский полуостров для того чтобы влиться в его многоплеменную культуру и подарить миру одно из самых загадочных ответвлений арамейской религии — караизм, религиозным центром которого веками оставался труднодоступный пещерный город Чуфут-Кале, а города и селения Тавриды — пристанищем его немногочисленных последователей. Не была в их списке исключением и Евпатория — недалеко от турецкой крепости Гезлев находился небольшой караимский храм (XVI века).
Подписание Екатериной II (1729 – 1896) Манифеста о присоединении полуострова к Российской империи становится судьбоносным и для каримской общины — ее духовный центр переносится в Евпаторию вместе с местопребыванием его главы — гахама. Это событие становится точкой отсчета в новой истории религии — центральный храм города переносится в здание рядом с ханской мечетью Джума-Джами, а в 1804 году начинается строительство Большой кенасы, которое растянулось на три года (хотя само здание было построено за год, его отделка заняла в два раза больше времени) по проекту и активной финансовой поддержке Самуила и Соломона Бабовичей.
А спустя еще восемь лет (1815 год) напротив соборного храма, предназначенного для торжественных и праздничных богослужений, распахнула свои двери возрожденная Малая кенаса, предназначением которой было служить духовным нуждам караимской общины Евпатории ежедневно. Ее архитектором и вдохновителем также был младший из братьев Бабовичей — Самуил.
К началу же 20-х годов караимский духовный центр к тому же пополнился зданием начальной духовной школы для мальчиков (мидраж), где помимо прочего была открыта благотворительная кухня.
Потом последует столетие расцвета (несмотря на непродолжительное пребывание в руках коалиционных войск во время Крымской войны 1854 — 1856 годов, потребовавшее к реставрации), когда кенасы в Евпатории будут иметь честь принимать знаменитейших людей своего времени, среди которых два императора всероссийских (Александр I и Николай II).
В целом же архитектурный облик ансамбля храма был окончен к 1900 году, когда свое место заняли ажурные кованные ворота, занемевшие своих предшественников более меньшего размера, а стены украсили мраморные дощечки с памятными для общины именами, датами и изречениями.
С окончательным установлением на Крымском полуострове советской власти и началом пропаганды политики атеизма, крымские кенасы разделили участь прочих религиозных сооружений — они были закрыты (1927 год) и переданы для организации на их базе антирелигиозного музея, который трансформировался затем в исторический, упраздненный десятилетие спустя. Затем в предвоенные годы их помещения будут арендованы здравотделом для проведения курсов медицинских сестер (Большая кенаса) и спортивным залом (Малая кенаса). При этом при переоборудовании помещений 1938-го года был нанесен значительный ущерб внутренней планировке зданий.
Во время Второй мировой (1942 — 1944) год службы в караимском религиозном центре Евпатории возобновились, заработала и благотворительная кухня, чтобы с приходом мирного времени вновь постигнуть разочарование забвения — на их базе был в 1959 году открыт детский сад.
Лишь в 1963 году комплекс караимских кенас в Евпатории был официально признан согласно постановления Совета министров УССР памятником архитектуры, чтобы в 1967 году принять в свои объятия отделы Археологического (здание малого храма) и Краеведческого (сооружение большого храма) музеев, приспособлением под нужды которых во время реконструкции 1969 года был нанесен еще один удар по внутренним интерьерам.
Лишь на заре нового времени (в 1990 году) комната за комнатой началось возрождение караимской твердыни веры: так благодаря пожертвованию галичан занял свое место алтарь (1994), открылся музей истории и этнографии крымских караимов им. С.И. Кушуль (1996), заменены несущие элементы портика соборного храма (2000), свое место заняла алтарная деревянная резьба (2004), проведена генеральная реконструкция обоих помещений храмов (2005), двуглавый орел занял свое место на стеле в честь посещения Евпатории Александром I (2007).
Так и на заре нового тысячелетия обновленные караимские кенасы Евпатории с открытия после реконструкции 8 сентября 2005 года несут на себе высокую миссию религиозного центра целого, пусть и не многочисленного, народа при этом являясь одним из прекраснейших памятников архитектуры, открытых для посещения.
Архитектура
Общий контур храмового комплекса, занимающего площадь в четверть гектара, складывается из пяти взаимосвязанных внутренних двориков, каждый из которых выполняет определенную функцию и носит соответствующее название (Виноградный, Мраморный, Ожидания, Ритуальный, Мемориальный). Кроме того они выступают так же связующим звеном основных сооружений (Большой и Малой кенас, мидраж, благотворительной столовой) ансамбля.
Караимские кенасы, находящиеся в старой части Евпатории, встречают своих гостей парадным портиком в ренессансном стиле (дата создания 1900 год), за которым следует Виноградный дворик (еще известен под названием дворик-коридор), являющийся путеводной нитью всего комплекса. Далее отделенные аркадами следуют Ритуальный дворик слева и Мемориальный — справа, которые являются преддверием праздничного и повседневного храмов соответственно, опоясывая их.
Далее путь следования преграждает беломраморная колона с двуглавым орлом на вершине между храмовыми зданиями — это Мраморный двор, торжественность которого призвана скрыть от любопытных глаз дворик Ожидания молитвы с уютным садиком, где шатровый каркас увит виноградными лозами.
Достопримечательности
Путеводная нить по евпаторийскому комплексу кенас – Виноградный дворик, представляет собой устланный квадратными каменными плитами тридцатиметровый коридор, обрамленный закрытыми аркадами под сенью виноградных лоз с двадцатью тремя вмурованными плитами белого мрамора с именами выдающихся деятелей и значимыми событиями жизни караимской общины.
Являясь преддверием храмового комплекса на него была возложена функция подготовки верующих к совершению обрядов богослужения, для чего слева от входа находится мраморный же фонтанчик для омовения рук перед молитвой, а белизна стен настраивает на возвышенный лад, очищая помыслы от суетности бытия.
Огражденный от Мраморного двора трехарочной колоннадой г-образный тридцатипятиметровый Ритуальный уголок, охватывающий Большую кенасу с юго-запада, хранит скорбную память надгробных плит практически утраченного древнего караимского кладбища Евпатории (были перенесены в конце 80-х годов ХХ столетия) с именами некогда прославленийших деятелей былых времен.
А ранее его изгибистый путь служил дорогой к Богу женской части караимского общества, о чем до сих пор явственно напоминает мраморная лестница, поднимающаяся на второй ярус соборного храма.
Расположенный симметрично Ритуальному через квадратный тамбур Мемориальный дворик, опоясывающий с юго-востока храм для ежедневных богослужений, ныне служит данью памяти о трагических минутах Второй мировой, когда значительная часть караимов пата при ударе наступающих немецких войск в начале 1942-го, о чем повествуют пятнадцать мраморных досок под печально склоненной головой черной розы.
Миссией его тридцатиметрового периметра г-образного периметра было, как и у находящегося напротив патио, служение религиозному рвению представительниц женской части общины.
Сердце комплекса — Мраморный дворик с белыми плитами мрамора у подножья соединяет все оставляющие храмового комплекса Евпатории воедино: в него через квадрат, огражденный открытыми аркадами по периметру, перетекают Виноградный, Ритуальный и Мемориальный, его центр с двух сторон ограничивают стены Большого и Малого храмов с пятью мраморными досками религиозного содержания в виньетках между окнами на каждой, а завершением служит уголок отдохновения — дворик Ожидания и подготовке к молитве.
Золотой двуглавый орел на вершине мраморного обелиска в его центре — дань памяти посещения караимских кенас императором всероссийским Александром I во время его визита в Евпаторию, когда его гостеприимным хозяином был городской голова будущий гахам (религиозный глава общества караимов) Хаджи-ага Сима Бабович.
Виньетка священных дубовых листьев с памятными надписями на русском и караимском языках, увенчанная царской короной, четырехметровой колоны на высоком стилобате сиротливо возвышались в центре двора восемьдесят лет лишенные главной доминанты — державшего в когтях яйцо символа российской царской власти, пока в начале нового тысячелетия (2007) орел вновь не занял свое почетное место.
Очарование входа в Большую кенасу, подчеркнутого цветными бликами витражей, усиливает мраморный тринадцатиколонный арочный портик (азара), находящийся в северной части здания. Внутрь него ведут два арочных входа за резными деревянными дверями – северный и восточный, которые богато украшены резьбой по камню.
И вот внутреннее пространство портала: килевидные арки входов в храм с ажуром каменного обрамления, латунь массивных деревянных дверей, каменное витеватое убранство стен религиозного назначения, деревянная резьба потолка с разноцветным узором, мрамор колон и черного-белого напольного покрытия, витраж арочных окон… создают возвышенно-радостное настроение, как первую ступень на долгой дороге к богу.
Приоткрывается створка дверей и открывается взору аскетичное внутреннее пространство соборной кенасы, через который после всех перестроек минувших столетий лишь призрачно выступает былое великолепие убранства, где в южной части возвышался гехал (алтарь) с древними свитками Торы за богато вышитым парахетом (занавесью), помост с центральным аналоем украшал семисвечник, а подле двух боковых – стояли кресла газанов (священников не правящих службу), где зал был разделен на три части, две трети центральной из которых (шулхан) предназначались для нестарых мужчин, а одна треть у входа со скамьями (мошав зекеним), отделенная аркой на тонких резных деревянных колоннах, – для пожилых мужчин, над которой забранная густой деревянной же решеткой располагалась двухъярусная женская ложа.
В дымке времени растворились шитые шелком, золотом и серебром дорогие ткани, десять хрустальных люстр (одна гнутого венецианского стекла), чеканная серебряная утварь, персидские ковры, стенная растительная роспись с дубовыми накладками. Лишь резной алтарь, хрустальная люстра да коричневый мрамор колон у входа напоминают о былом ее великолепии.
Малая кенаса, которую больше других составляющих комплекса не пощадили годы (одноэтажное здание переделали в двух), изначально отличалась от соборного храма меньшими размерами, объемом женской части (одноярусный балкон) и более скромной отделкой интерьеров.
После восстановительных работ традиционная планировка кенасы была восстановлена, а сохраненный после упразднения местного храма заботливой рукой караимов Галича трехчастный алтарь с венчающей четырехметровый объем короной занял свое место в евпаторийском доме для ежедневных молитв. Все так же деревянный резной портал разделяет зал на две части, а женская ложа парит над мужской частью, красная дорожка рассекает ряды скамей, а начальные слова Декалога (десять основных заповедей арамейских религий) отбиваются в сердцах верующих.
Завершает комплекс уголок тишины и покоя — дворик Ожидания, огражденный от мирской суеты с трех сторон белой стеной, представляет в периметре неправильный четырехугольник, разделенный на две части.
Первая (напротив Малой кенасы) представляет собой замкнутую с трех сторон глухой аркадой с восемнадцатью мраморными плитами, две из которых хранят символ высшей власти Российской империи (первая посвящена указу Екатерины II о присоединению Крыма и даровании гражданских прав караимам, вторая — память о Симе Соломоновиче Бабовиче первом гахаме полуострова в новом подданстве).
Предназначением этого уголка была подготовка морального духа верующих в ожидании молитвы к общению с Божественными силами, о чем явственно напоминает круглая невысокая колонна солнечных часов в его северо-восточной части.
Вторая часть утопает в зелени садика напротив кафедральной кенасы с остовом шестигранной беседки под шатровой крышей увитой виноградными лозами — дань памяти о кочевом прошлом прародителей-хазар, которая должна была создать возвышенно-духовную атмосферу представителей общины перед молитвой.
Дополнительная информация
Адрес: Украина, АР Крым, г. Евпатория, ул. Караимская, 68.
Тел.: (06569) 3-30-35.
Как добраться
По трассе Р25 (Симферополь — Саки — Евпатория). В Евпатории на кольце свернуть на ул. Эскадронную, а затем на ул. Матвеева до крепостных ворот Гезлева, откуда начинается пешеходная зона ул. Караимской, где расположен комплекс кенас.
Общественным транспортом до авто / ж-д вокзалов ( расположены рядом) далее пешим ходом 20-30 минут вдоль улицы Интернациональной до пересечения с улицей Караева, которая пересекает ул. Караимскую, где расположены караимские храмы.