История
Подкрепленное медицинскими доводами бурное развитие Евпатории в начале ХХ века, как лечебно-климатического курорта, послужило основной первопричиной для появления на его улицах в преддверии курортного сезона 1914 года чуда техники под названием трамвай.
А так как строительство первой линии между центром города (Театральная площадь) и Мойнакской грязелечебницей, которая являлась основным оздоровительным заведением для состоятельной публики, строилась по немецкому проекту, то ширина ее колеи соответствовала европейскому стандарту — 1000мм. В качестве же подвижного состава на тот момент использовались двухосные электрические моторные вагоны, созданные на Мытищинском машиностроительном заводе, с прицепными вагонами одесской конки.
Спустя год, в 1915-ом, железнодорожный путь соединил город с большой землей веткой Сарабуз (ныне Остряково) — Евпатория, что стало поводом для открытия второй линии трамвая, протянувшейся от нового железнодорожного вокзала к уже существующей линии. А немного погодя продленные трамвайные путя объединили новую часть города со старой (от городского Театра до ул. Симферопольской) и центр с пляжем (ветка Мойнаки — ул. Гоголя).
В годы Гражданской войны (1917 — 1920) все двадцать девять единиц трамвайного парка Евпатории стали на прикол, возобновив свое движение лишь с окончательным установлением советской власти и относительного мирного уклада на полуострове.
С разрушительными же последствиями Второй мировой, бушевавшей в Крыму в 1941 — 1944 годах, для трамвайного хозяйства справится Евпатории удалось лишь спустя пять лет после окончания военных действий — полностью восстановилось движения по всем довоенным маршрутам к началу 50-х годов.
Еще через пять лет трамвайный парк начал обновляться, когда на смену давно устаревшим вагонам начала века пришли сначала четыре новеньких КМ и КП Коломненского паровозостроительного завода (1955), а затем начались поставки импортных узкоколейных вагонов предприятия VEB Waggonbau Gotha (г. Гота, бывшее ГДР), количество которых за период с 1957 по 1964 увеличилось до сорока трех единиц разных модификаций.
Уже в начале 70-х годов ХХ столетия Евпатория могла похвастаться полностью замененным подвижным составом ТУ. Но развитие города курорта требовало логического продолжения в виде новых трамвайных веток. И такие линии были запущены в эксплуатацию: первая, на этот раз соединившая кольцо на Симферопольской улице и Новый пляж в 1983 году, а вторая, протянувшаяся от существующей центральной линии к новым северо-западным микрорайонам (кольцо на пр. Победы) – в начале 1991-ого.
Новый маршрут и увеличение нагрузки на уже существующих вызвали острую необходимость в увеличении единиц техники, но так как производство в ГДР было свернуто, то новый заказ поступил уже из Чехии с заводов АО «ЧКД Татра». Всего до начала 90-х ХХ века в город на берегу Каламитского залива было поставлено семнадцать вагонов модели KT4SU.
Потом на Крымский полуостров пришли тяжелые годы первых шагов Украины на пути независимости (90-е годы ХХ столетия), когда финансирование евпаторийского трамвайного управления сошло на нет. Трамвайный маршрут №4 на Новый пляж был закрыт, а существующий парк техники не только не обновлялся, но даже не проходил плановых ремонтов. При всей тяжести положения в 1997 году для поддержания падающего престижа этого городского вида транспорта был запущен развлекательное-экскурсионный маршрут №5.
Лишь с приходом нового тысячелетия положение трамвайного хозяйства начало улучшатся — были изысканы средства на проведение капитального ремонта двух вагонов в г. Донецке, доставку двух списанных, как морально устаревшие, вагонов из Германии, приобретение во Львове служебного универсального вагона Gotha T57, текущий ремонт всего остального имеющегося в наличии подвижного состава.
И теперь евпаторийский трамвайчик, как один из символов города, является неотъемлемой частью его обыденно-курортной жизни.
Архитектура
Наряду с еще тремя городами Украины (Львов, Винница и Житомир) Евпатория обладает уникальным однопутным (на большей протяженности линий) узкоколейным (ширина – 1000мм) трамвайным путевым хозяйством с подвижным составом в двадцать четыре единицы, насчитывающий пять маршрутов.
Маршрут №1 — самый старый и длинный по протяженности соединяет северо-западную мкр Спутник-2 (пр. Победы) и восточную (Симферопольское кольцо) оконечности города. Его протяженность составляет восемь километров и насчитывает двадцать одну остановку.
Маршрут №2, пролегающий вдоль курортной зоны Евпатории в новой части города с ее санаториями (городской Театр — Грязелечебница Мойнаки), имеет 4 760м пути и двенадцать остановок. При этом последняя часть его пути (две остановки) сливается с маршрутом №1.
Маршрут №3, который следует от железнодорожного вокзала до гостиницы «Украина» (пересадка на трамвайный маршрут №1), составляет длину всего в 1 150м и имеет четыре остановки.
Маршрут №4 соединяет город (Симферопольское кольцо), где можно пересесть на маршрут №1, и новый пляж «Золотые пески». Он функционирует лишь в течении курортного сезона.
Достопримечательности
Трамвай желаний (второе название маршрута №5) — экскурсионное-развлекательный центр на колесах, который курсирует по узкоколейке городского трамвая, где за окнами пролетает, лишь оставляя за собой муаровый след воспоминаний и ощущений, запечатленная в архитектурных памятниках история Керкинитиды, Гезлева, Евпатории…
Дополнительная информация
Место нахождения: Украина, АР Крым, г. Евпатория.
Как добраться
По трассе Р25 (Симферополь — Саки — Евпатория) / Т0111 (Раздольное — Евпатория) / Т0108 (Черноморское — Евпатория) до Евпатории.
Общественным транспортом до вокзалов Евпатории. Конечная трамвая находится рядом.