Трамвай Евпатории

История

Евпаторийский трамвай
Трамвай Евпатории

Подкрепленное медицинскими доводами бурное развитие Евпатории в начале ХХ века, как лечебно-климатического курорта, послужило основной первопричиной для появления на его улицах в преддверии курортного сезона 1914 года чуда техники под названием трамвай.

А так как строительство первой линии между центром города (Театральная площадь) и Мойнакской грязелечебницей, которая являлась основным оздоровительным заведением для состоятельной публики, строилась по немецкому проекту, то ширина ее колеи соответствовала европейскому стандарту — 1000мм. В качестве же подвижного состава на тот момент использовались двухосные электрические моторные вагоны, созданные на Мытищинском машиностроительном заводе, с прицепными вагонами одесской конки.

Спустя год, в 1915-ом, железнодорожный путь соединил город с большой землей веткой Сарабуз (ныне Остряково) — Евпатория, что стало поводом для открытия второй линии трамвая, протянувшейся от нового железнодорожного вокзала к уже существующей линии. А немного погодя продленные трамвайные путя объединили новую часть города со старой (от городского Театра до ул. Симферопольской) и центр с пляжем (ветка Мойнаки — ул. Гоголя).

В годы Гражданской войны (1917 — 1920) все двадцать девять единиц трамвайного парка Евпатории стали на прикол, возобновив свое движение лишь с окончательным установлением советской власти и относительного мирного уклада на полуострове.

Евпаторийский трамвай . Маршрут №2. Улица Кирова
Трамвай Евпатории (ул. Кирова)

С разрушительными же последствиями Второй мировой, бушевавшей в Крыму в 1941 — 1944 годах, для трамвайного хозяйства справится Евпатории удалось лишь спустя пять лет после окончания военных действий — полностью восстановилось движения по всем довоенным маршрутам к началу 50-х годов.

Еще через пять лет трамвайный парк начал обновляться, когда на смену давно устаревшим вагонам начала века пришли сначала четыре новеньких КМ и КП Коломненского паровозостроительного завода (1955), а затем начались поставки импортных узкоколейных вагонов предприятия VEB Waggonbau Gotha (г. Гота, бывшее ГДР), количество которых за период с 1957 по 1964 увеличилось до сорока трех единиц разных модификаций.

Уже в начале 70-х годов ХХ столетия Евпатория могла похвастаться полностью замененным подвижным составом ТУ. Но развитие города курорта требовало логического продолжения в виде новых трамвайных веток. И такие линии были запущены в эксплуатацию: первая, на этот раз соединившая кольцо на Симферопольской улице и Новый пляж в 1983 году, а вторая, протянувшаяся от существующей центральной линии к новым северо-западным микрорайонам (кольцо на пр. Победы) – в начале 1991-ого.

Новый маршрут и увеличение нагрузки на уже существующих вызвали острую необходимость в увеличении единиц техники, но так как производство в ГДР было свернуто, то новый заказ поступил уже из Чехии с заводов АО «ЧКД Татра». Всего до начала 90-х ХХ века в город на берегу Каламитского залива было поставлено семнадцать вагонов модели KT4SU.

Трамвайные путя узкоколейки Евпатории
Трамвайные путя евпаторийской узкоколейки

Потом на Крымский полуостров пришли тяжелые годы первых шагов Украины на пути независимости (90-е годы ХХ столетия), когда финансирование евпаторийского трамвайного управления сошло на нет. Трамвайный маршрут №4 на Новый пляж был закрыт, а существующий парк техники не только не обновлялся, но даже не проходил плановых ремонтов. При всей тяжести положения в 1997 году для поддержания падающего престижа этого городского вида транспорта был запущен развлекательное-экскурсионный маршрут №5.

Лишь с приходом нового тысячелетия положение трамвайного хозяйства начало улучшатся — были изысканы средства на проведение капитального ремонта двух вагонов в г. Донецке, доставку двух списанных, как морально устаревшие, вагонов из Германии, приобретение во Львове служебного универсального вагона Gotha T57, текущий ремонт всего остального имеющегося в наличии подвижного состава.

И теперь евпаторийский трамвайчик, как один из символов города, является неотъемлемой частью его обыденно-курортной жизни.

Архитектура

Наряду с еще тремя городами Украины (Львов, Винница и Житомир) Евпатория обладает уникальным однопутным (на большей протяженности линий) узкоколейным (ширина – 1000мм) трамвайным путевым хозяйством с подвижным составом в двадцать четыре единицы, насчитывающий пять маршрутов.

Евпаторийский трамвайный маршрут №2 (улица Пушкина)
Трамвайный маршрут №2 Евпатории

Маршрут №1 — самый старый и длинный по протяженности соединяет северо-западную мкр Спутник-2 (пр. Победы) и восточную (Симферопольское кольцо) оконечности города. Его протяженность составляет восемь километров и насчитывает двадцать одну остановку.

Маршрут №2, пролегающий вдоль курортной зоны Евпатории в новой части города с ее санаториями (городской Театр — Грязелечебница Мойнаки), имеет 4 760м пути и двенадцать остановок. При этом последняя часть его пути (две остановки) сливается с маршрутом №1.

Маршрут №3, который следует от железнодорожного вокзала до гостиницы «Украина» (пересадка на трамвайный маршрут №1), составляет длину всего в 1 150м и имеет четыре остановки.

Маршрут №4 соединяет город (Симферопольское кольцо), где можно пересесть на маршрут №1, и новый пляж «Золотые пески». Он функционирует лишь в течении курортного сезона.

Достопримечательности

Трамвай желаний (второе название маршрута №5) — экскурсионное-развлекательный центр на колесах, который курсирует по узкоколейке городского трамвая, где за окнами пролетает, лишь оставляя за собой муаровый след воспоминаний и ощущений, запечатленная в архитектурных памятниках история Керкинитиды, Гезлева, Евпатории…

Дополнительная информация

Место нахождения: Украина, АР Крым, г. Евпатория.

Как добраться

По трассе Р25 (Симферополь — Саки — Евпатория) / Т0111 (Раздольное — Евпатория) / Т0108 (Черноморское — Евпатория) до Евпатории.

Общественным транспортом до вокзалов Евпатории. Конечная трамвая находится рядом.

Вікторія Шовчко

Обсудить статью в сообществе