Украина после распада союза и приходу к власти в стране выходцев из партийной номенклатуры не способных управлять и адаптироваться к изменившимся реалиям – это смех сквозь слезы для ее граждан и страшилка для тех, кто в это время тут не жил. Развал торгово-экономических связей, задержка зарплат во всех отраслях и вездесущий бартер, когда товар меняли на товар.
Вот и предприимчивое руководство Черниговского объединенного авиаотряда решило подзаработать на перегонке древнего биплана «Ан-2» в город Мерфризборо, штат Теннесси (США), чтобы использовать огромную на тот момент сумму в 25 тысяч долларов на улучшение жилищных условий своих сотрудников.
Украинские гниды, убившие независимость страны образца 1917 года, чтобы на семь десятилетий утопить ее в безнадежности советского бытия и уничтожить цвет нации в тюрьмах и лагерях московитов, покалечили сотни тысяч жизней живых и еще не рожденных в эмиграции. Одним из таких представителей украинской интеллигенции был Владимир Винниченко.
Он, автор подавляющего числа нормативных и законодательных актов Украинской народной республики в качестве главы Директории и трехтомника «Відродження нації», навсегда покинул захваченную красными советами родную землю в 1920-ом вместе с супругой Розалией Яковлевной, чтобы после десятилетия скитаний и осознания отсутствия перспектив возвращения в Украину наконец в октябре 1934 года окончательно осесть на французской Ривьере в местечке Мужен, что в департаменте Приморские Альпы.
1785 год стал черным для иноков Манявского скита и всей прикарпатской православной округи, обласканной его милостями – по распоряжению новых австро-венгерских властей, аннексировавших эти земли после падения Польши, исчезала на глазах древняя святыня.
Однако, как говорят, монахи не были бы сами собой, если бы даже в этот тяжелый для себя час неопределенности не нашли бы способ поддержать свою опечаленную паству… Причем неординарный способ поднятия настроения народ в округе запомнил на века, передавая из уст в уста – с усмешкой монахи выкатывали из своих подвалов бесчисленные бочки с молдавским вином и угощали им всех желающих «на память на долгие лета» до положения риз. И это всеобщее веселье вместо скорби продолжалось не один день.
Украина и Турция – вечные друзья и вечные враги, с тех пор как зачатки их государственности появились на белый свет. С переменным успехом страны воевали друг с другом и создавали «вечные союзы» против Московии и Польши в разных их ипостасях. Причем каждый раз после войны на чужой территории оставались сотни, если не тысячи пленных противника. Так продолжалось веками…
Вследствие всех этих перипетий в казематах в том числе Золочевского замка всегда имелась некоторая численность «ясырников», которых власть использовала по своему усмотрению в основном для ремонта оборонных сооружений и отстройки после войн городских кварталов. Некоторые из них для облегчения собственного положения и своих семей принимали христианство.
Было это в те далекие времена, когда Венгрия переживала пик своего расцвета, а османские султаны правили бал на восточное-европейских землях. Два столь гордых и сильных противника рано или поздно должны были сойтись в очном бою, чтобы определить кто сильнее, хотя легенда и называет две разных пары предводителей сторон Матьяш I Корвин – Мехмед II Фетих и Фердинанд I – Сулейман I Пышный.
Два непримиримых врага сошлись по разным сторонам Дуная, не решаясь форсировать реку в опасениях быть уничтоженными во время переправы. Затянувшееся бездействие обоих сторон нарушил турецкий султан, предложив через посланника вместо кровопролитного боя определить победителя войны через силовое состязание венгерского и турецкого воинов.
Его неординарная роль в судьбе Украины нивелируется противниками, чему немало поспособствовали его служба в польском войске, участие в походе против казаков и щедрые награды от Яна-Казимира взамен траченного гетманства, и преувеличивается поклонниками, которые преувеличивают роль периода его двухлетнего правления для становления международных дипломатических связей в попытках дистанцироваться от Московии.
Выпускник Киево-Могилянки, шляхтич по крови, Иван Выговский сам выбрал сторону в украино-польском противостоянии 1648-го, но судьба распорядилась иначе – татарский плен при Желтых Водах навсегда изменил его мировоззрение и координаты ценностей, когда Богдан Хмельницкий не пожалел денег на его выкуп. Гетман не оставил своего протеже и после освобождения, поручив заведовать своей канцелярией.
Национальная одежда – это на ряду символ гордости самоидентификации людей, объединенных одной историей. Она неповторима как интонация оборотов родного языка, которые можно лишь впитать с молоком матери, но не заучить механически. Тем более когда на создание одного шедевра уходят долгие-долгие часы, дни, месяцы.
Украинские традиции вышивки на одежде историки усматривают в первых стежках, скреплявших части шкур первых людей. Хотя фактически подтвержденным на основании археологических находок в скифских курганах и описания их одежд Геродотом возраст вышиванки оценивается приблизительно в две с половиной тысячи лет. Причем элементы орнамента кочевников встречались вплоть до XХ столетия.