Гремучий коктейль немецко-украинской крови, подаривший миру немало неординарных личностей, в лице Михаила Йогансена он стал настоящим литературным взрывом, потому как мало найдется столько многосторонних авторов, творчество которых в разных жанрах было бы столь успешным. Он украинский поэт и прозаик, юморист и лирик, философ и прагматик с многочисленными работами сценариста, переводчика, литературного критика. Его история как две капли воды совпадает с сотнями и сотнями, которые вместе составляют собой чорную реку «Расстрелянным возрождением».
Дальнее немецкое остзейское происхождение деда по отцу, но казацкой родословной родной матери Анны Федировны из Крамаревских оказалось вполне достаточно, чтобы всю жизнь младший Йогансен считал себя украинцем. Детство в учительской семье, Третья мужская гимназия, Харьковский университет.
Он входит в касту золотых блюд мира, ведь и через две тысячи лет не теряет ни капли своих целебных свойств запечатанных рукой Матери-Природы в своем золотом янтаре. Мед – самый вкусный, питательный и целебный из всех известных известных человечеству продуктов, бережно собранный тысячами неутомимых тружениц, крошечных пчелок.
Конечно же такая волшебная вещь по представлениям славянских предков просто не могла появиться на свет без участия всемогущего божества — так в украинский фольклор много тысячелетий назад вошли дух охранник роя, Бортник, и его Пчелинный праздник (Пчельник), который традиционно празднуется 17 апреля ( так как в этот день «пчела летает к морю и приносит золотые ключи от лета»).
Он — магический предмет настоящего, который за тысячелетия и тысячелетия своего существования ничуть не изменил своей формы, сути и назначения, хотя о его глубинном содержании современные украинцы уже начали понемногу забывать, а сам ритуал превратился в повседневную рутину. А когда-то расческа была одним из самых уважаемых предметов в арсенале каждого украинца, таким себе оберегом индивидуального ежедневного пользования.
В древние времена на украинской земле гребень считался связующим звеном между небесным миром, землей и подземельями небытия, ведь он проходил волосы от корней до самых кончиков, словно проводя душу жизненным путем. Он выступал символом связи поколений и дождя или леса, как его материального отождествления. Недаром его изображения в виде волнистых линий встречаются еще на трипольской посуде, а золотой скифский гребень IV века до н.э. – непревзойденный пример ювелирного искусства.
Воспетая веснянками и напевами первых птиц, согретая солнечными лучами, овеянная теплыми ветрами, украшенная душистыми цветами, прекрасная и живее самой жизни, она легкой походкой шагает по украинской земле, и под ее хрупкими ножками расцветают цветы и травы в радостном возвращении к бытию после продолжительного зимнего сна смерти. Славянская Леля – дочь покровительницы вселенной Лады.
Ее приветствовали на Красной Горке 22 апреля перед Ярилкой Вешим, и еще кликали Лельником, Ляльником, Великой Ладой или Девой, что зафиксировано на словянских просторах еще в VI – V тыс. до н.э. В народном воображении этого дня Лада становилась на пригорок, оглядывала все вокруг и начинала наводить порядок после неистовства зимы и ее сыновей в течение долгого сезона холодов, пока ее очаровательная дочь Леля бегает-резвится по только-только позеленевшим полям и садам, радуясь возвращению на украинскую землю.
Грех любви к вкусной пище присущ любому украинцу без разделения на пол, возраст и социальное положение. И украинские церковные деятели, которым вроде бы не по рангу согласно учения Христа, в этом вопросе — не исключение. Тем более, если в меню национальное традиционное блюдо приготовлено исправной мастерицей, тут и сам Боженька не устоит от соблазна чревоугодия.
Правдива ли история иль придуманная, а началась она в небольшом тогда еще курортном буковинском Яремче среди живописных Карпат, где в семье мелких готельеров Муляровых подрастала дочка Стефания. Так как семейный бизнес был небольшим и приносил совсем небольшой доход, стряпней для гостей занималась непосредственно сама хозяйка, а дочь ей активно помогала. Причем готовили они так вкусно, что гости из года в год возвращались на отдых в их небольшое уютное семейное гнездышко.
Блюдо с легким иностранным флером, мало отвечающим исторической действительности. Ведь на украинских просторах многочисленные рецепты паштетов (или в других вариантах «пашкетов» или «намазок»), как быстрой закуски долгого хранения, известны с давних времен. Оно – непременный гость украинского традиционного семейного застолья и праздничных торжеств.
Они отличаются набором ингредиентов, но рецептура приготовления у них одинаковая: холодное или горячее приготовление. Отличие же процедуры заключается только в наличие или отсутствие конечной стадии обработки готового паштета после смешивания всех предварительно приготовленных и измельченных составляющих: либо запекание в глиняных, смазанных сливочным маслом и присыпанных мукой или сухарями емкостях (реже отваривание в хлопчатобумажной салфетке), или без запекания.
Он за руку приводит настоящее тепло на украинскую землю, хотя последние дыхания зимней ярости еще иногда дают о себе знать инеем на молодой траве и лепестках первоцветов, внезапно зависшей в воздухе снежно-дождевой мгычкой, тонким льдом на лужах… Средний сын красавицы-Весны, обласканный лучами солнца-Даждьбога, венчанный с прекрасной богиней любви Лелеей, он – живописный Апрель, которого украинцы между собой еще зовут Вередник, Вередун, Водолей, Дзюрчальник, Крапельник, Краснец, Крутый, Лелечник, Обманщик, Переплетень, Пустун, Солнечный, Цвитень…
Второй месяц весны – один из самых почитаемых среди земледельцев, потому как «весь год кормит» вместе с покровительницей урожаев Ладой. Хоть сеятелям надо быть осмотрительными — разозлишь его, и апрель жестоко отомстит, выметет все засеянное шквальными ветрами или выпалит чуть расцветшее последними заморозками. Поэтому-то к Вередуну надо относиться со всем уважением, чтобы он в нужное время призывал солнце-Ярило и покровительницу дождей Дану, да не ездил на санках к старшему брату Марту, а рядился в зеленые одеяния и выгонял на пастбище скот-лошадей и запрягал волов в телегу в долгую дорогу по млечному пути, «ибо соловей уже поет».