Потомки тех, кто в далеком 1555 году основал небольшое село на реке Лимница под Калушем и сто лет спустя активно поддержал Украинскую освободительную войну Богдана Хмельницкого, просто не могли были пассивными обывателями среди усиления польского давления на украинское общество под флагом Австро-Венгрии. Видимо именно поэтому первым официальным украинским эмигрантом в Канаду стал Иван Пилипов, рожденный за восемь лет до страны, которая станет его второй родиной.
Когда именно у простого парня из Станиславщины появилась интерес к дальним заокеанским краев – может еще в школе, когда учитель вдохновенно рассказывал о далекой Америке, или где-то в разговорах с местными немцами, которые работали на сплавах на Лимнице, промелькнула интересное название новой страны? Сперва, по воспоминаниям самого Ивана записанными И. Боберским в 1932-м, он обратился к местному немцу Гаврею за его кровными контактами в канадской земле – тот не отказал.
Полу-боги или полу-люди – они вечные хранители украинской земли, жизнь которых настолько переплелось с легендами, что через призму минувших веков очень трудно отделить правду о них от вымысла. Простые и не очень люди склоняли перед ними головы в знак большого уважения замешанном на страхе перед необъяснимым, чтобы передать их славу в преданиях через поколения. Но украинская земля во все времена дарила и сейчас продолжает своим неразумным детям этих магов, чтобы они спасали и берегли в самые трудные времена. Характерники – миф и реальность.
Когда смерть на поле боя гуляет рядом, собирая свою жатву, а кровь льется рекой остаться в живых и не сойти с ума помогает только вера в Бога, потусторонний мир, неизведанные силы, которые одних карают, других – милуют. Поэтому именно среди украинского войска, которое во все времена существовало на грани миров, родилось и сохранялось больше легенд и преданий о защитниках-магах, хотя само слово «характерник» появляется в литературных источниках только в XIX веке.
Официальные источники сообщают, что монахи доминиканского ордена появились в Летичеве по приглашению старостины Эльжбеты Каменецкой в 1600 году. В знак своего благословения на основание новой обители папа Павел V (1552 – 1621) прислал им копию иконы Богородицы из ватиканской базилики, а до момента начала строительства монастыря с тех пор прошло целых шесть лет. Но в местном народном фольклоре, активно поддерживаемом церковью, на те давние события через века остался свой взгляд.
Так летичевские легенды утверждают, что доминиканцев под стены вновь построенной крепости привела именно Богородица, но хозяин этих владений Ян Потоцкий наотрез отказал монахам не только в поселении под защитой, но даже запретил своим часовым пускать их в город. Не помогли слезы и уговоры жены, той самой Эльжбеты Каменецкой. Смиренно братия отступила перед грозным правителем … но далеко – временно они разбили свой лагерь в двух крестьянских домах в Залетичевке.
Запах ее беленьких и желтеньких цветочков удивительно-сладкий весной превращает эти невысокие кусты в самостоятельную живую вселенную, где трудолюбивые пчелы пытаются отпугнуть своим агрессивно-монотонным жужжанием других претендентов на их очень уж полезный и сладкий нектар. Смородина – царица сада.
Хотя она, известная еще под названием агрус или поречки, настолько не прихотлива, что растет не только в облагороженных человеческой рукой условиях садов, а где угодно: на каменистых склонах балок, среди бескрайних засушливых степей, на краю заболоченных долин. Почти все ее составляющие нашли свое применение в традиционной украинской кухне (может кроме корней), а уникальный набор витаминов и минеральных микроэлементов – наделил сильными лечебно-восстановительными и антисептическими свойствами.
Казалось бы рождение в семье священнослужителя Московской империи, где православная церковь была и остается одной из ветвей власти со всеми вытекающими привилегиями, априори гарантировало мальчику хорошее образование, безбедную жизнь и старость среди покоя цвета вишневых садов. Но судьба бывает большой шутницей…
Уже в девять Олекса пережил первое испытание, когда Первая мировая война, развязанная в том числе непомерными имперскими амбициями Романовых, похоронила их страну под своими обломками. Семья Влизько вернулась на родину деда, в село Сигнаевка (ныне Черкасская область). Но вооруженный красный люмпен не хотел оставлять в покое Украину, как сам смысл легитимизации выходцев из мокшанских болот, раз за разом с боями оккупируя украинскую землю и заставляя семью священника переезжать из деревни в деревню в поисках спасения от своих зверств.
Его невысокая коренастая фигура давно перешагнула границы обычной человеческой жизни, став неотъемлемой частью украинского народного героического эпоса, в качестве главного руководитель движения сопротивления извечным украинским врагам с болотистых московских просторов первой трети XIX века. За двести лет после смерти он превратился в украинского полу-бога, и основания для того были немалые: кто еще мог двадцать три года организовывать удачное сопротивление всесильной царской власти и будучи обычным крепостным собрать под своим крылом армию в двадцать штыков?
Сама жизнь Устима Кармелюка стала ночным кошмаром для царской охранки – они восемь раз его арестовывали, и с каждым последующим – приговор становился все более строгим, но он получал свое избиение плетьми от двадцати пяти до сотни и закованный в кандалы снова бежал в свою Украину из очередной далекой ссылки, при этом все время спасаясь от неминуемой смерти – где тут не поверить, что перед тобой то ли колдун, то ли оборотень.
Ее жизнь, как для дочери из благопристойной семьи галицкого священника, было сплошным исключением из общих правил. Она должна была бы сначала стать женой какого-то благочинного мужа желательно с образованием, а после установления советской диктатуры – очень патриотичною коммунисткой, чтобы оправдать свое рождение. Но судьба решила пожалеть украинку с помешанным на Московии отцом, который довез семью аж до Таганрога в Первую мировую войну, дорогой потеряв из-за болезни сына (при своих неплохих познаниях в медицине) и едва не потеряв ее, дочь, Софию Яблонскую.
К счастью ума родителей все же хватило, чтобы вернуться в Галичину, где поповская дочка (отец снова опекал приход, пройдя многочисленные проверки) смогла получить то образование, которое хотела: учительская гимназия, драматическая и торговая школы, курсы кройки и шитья, книговодства… Управление театром в восемнадцать, Париж для обучения искусству съемок кинолент в двадцать.
Людям свойственно очень строго судить других, которые не вписываются в социальные рамки условностей общества и отличаются от инертного большинства. На того, кто отличается, сразу вешается ярлык эксцентрика с подозрительным привкусом тайны, а вокруг очень быстро формируется физически ощутимый ореол с пикантными и ужасными подробностями, которые представители «правильно» мира передают друг другу полушепот едва дрожащими губами в смеси чопорного высокомерного презрения и истинного восторга сенсации.
Он был не такой, как типичный представитель правящего класса Восточной Европы конца XVIII – начала XIX веков с его множеством бессмысленных неписанных правил жизненных мелочей от прически до времени появления на людях и набора приличных фраз на все случаи жизни. Он путешествовал по всей Евразии, знал восемь языков, написал много трудов в различных сферах науки и техники, основал украинскую археологию и этнографию, но именно за это от своих современников был награжден презрением. Ян Потоцкий – писатель, историк, этнограф, археолог, географ, социолог, публицист, редактор, издатель, библиограф, путешественник.
Обычная семья полтавского извозчика Василия Павловича Петлюры – супруга, Ольга Алексеевна, восемь детишек, два дома (один по Загородний 20), до десятка рабочих лошадей… Но судьба не очень баловала ее своим расположением, друг за другом срывая безжалостной рукой их жизни в снопы своей жатвы.
Старший из сыновей, Федор Васильевич, который принимал активное участие в Украинской революционной партии, погиб при невыясненных обстоятельствах в 1907-ом, отец умер через два года – это были первые жертвы. Затем будут Первая мировая, большевистский переворот, взбешенный люмпен на украинской земле – старшая, Ефросиния, ушла в монастырь в 1918-ем, где и погибла во время разрушения красными атеистами ее обители; мать умерла через год» при непонятных обстоятельствах умерла сестра Татьяна, жена владельца свечного завода … Самого яркого представителя рода, главного атамана Украинской народной республики, Симона Васильевича Петлюру по заказу чекистов убил в Париже еврей Самуил Шварцбард.
Непосредственно таинство крещения – это прерогатива церкви, как земного связного с Небесным царствием, ведь нюансы церковных традиций и молитв религиозные деятели знают до тонкостей. А вот советы по подготовке к таинству и традициям чествования от священнослужителей довольно скупы и не слишком изобилуют подробностями кроме как можно более раннего крещения (чтобы Бог принял ребенка под свою опеку), выбора хороших людей на крестных (в случае преждевременной смерти родителей они должны заменить их ребенку), их непременной принадлежности к православию с непременным появлением в храме с нательным крестом – вот пожалуй и все.
В народе же существует масса крестильных традиций и связанных с ним преданий. Так считается, что нельзя отказываться быть родителями во Кресте потому что это – отречение от Бога, но сама церковь это отрицает, основываясь на утверждении, что выбор для человека должно быть добровольным и сознательным, ведь это – большая ответственность перед Небом и перед людьми. А еще в народе бытует мнение, что второе тайное имя ребенка может защитить ее от злых сил и болезней, только стоит помнить о крестном имя в молитвах и церковных обрядах – имя, под которым человека знают в Царствии Небесном (поэтому церковь советует называть и крестить ребенка единственным православным именем).