Жатва уже давно закончилась, еще на Ильи был связан последний сноп, но для окончания земледельческого года хозяевам еще нужно было обмолотить и смолоть урожай, что также потребовало немало времени и усилий, ведь как говорится: «Не тот хлеб, что в поле, а тот, что в стодоле». Но и этому периоду забот приходил конец, который по столетиям сложившимися традициями украинских предков должен был прийтись на 18 октября, праздник осеннего Луки («Как пройдет Лука, то стоят пустые луга»).
Чем этот праведный евангелист так угодил украинским предкам, что именно с его именем народная мудрость связала одну из самых уважаемых и радостных дат народного календаря — о том местные легенды помалкивают.., возможно, добросовестным трудом по сбору и упорядочению имеющейся информации о земной жизни Иисуса Христа или подробными заметками о делах апостольских, собственноручно созданными им чудотворными иконами-целительницами иль своей поддержкой нуждающихся в трудные минуты.
Середина рабочей недели служит той психологической границей максимальной концентрации жизненных сил, за которой человеческий мозг, только-только прийдя в себя от предыдущих выходных и войдя в трудовой режим, подсознательно сбрасывает темп и начинает свой отсчет времени до следующей субботы, когда можно снова все насущные дела отложить до понедельника. Этот дуализм стал тем решающим фактором, который закрепил в народе за средой славу «трудного дня» («У кого среда, а у кого уже и пятница»).
Щедрых мазков к негативной славе не пожалели для среды и христианские каноники, которые сочными красками расписали предательство Иуды Искариота своего наставника и покровителя, сына Божия Иисуса Христа, именно в этот день. Хотя согласно древним украинским верованиям именно в этот день Бог создал солнце, луну и звезды, которые хоть на секунду, да проглянут даже сквозь самые хмурые тучи в этот день.
Всю жизнь его восхищала и вела лишь любовь к волшебному, мелодичному, прекрасному, выразительному… украинскому слову, все остальное всегда оставалось вторичным, даже его подпись на Брест-Литовском мирном соглашении об окончании Первой мировой войны. Но именно за этот великий дар, работать с тем, во что влюблен до безумия, судьба взыскала с него счет по полной. Украинский филолог, просветитель, дипломат, Николай Любинский.
Священническая семья небольшого села на Хмельнитчине. Как водится для сына церковного рода, среднее образование в престижной Каменецкой гимназии (уже с отличием по словесности). Далее годовая пауза в винницких Рахнях Лесных для подготовки к поступлению в ВУЗ, во время которой он не только активно развивает свои знания, но учительствует и открывает родительскую библиотеку для всех желающих местных старых и малых. Неудивительно, что поступление на историко-филологический Киевского университета стало для двадцатилетнего юноши лишь формальностью.
Белоснежные руины среди ровного, как стол, зеленого поля под бескрайней голубизной украинского неба. В их абрисах еще просматривают контуры той первоначальной изящной башни-замка, которая когда-то была одним из самых восточных форпостов владений легендарных тамплиеров, столетиями сражавшихся за христианскую Европу против экспансии восточных варваров.
То ли полуденное марево дороги, что широким затяжным полукругом огибает живописную панораму западной окраины Среднего, вырисовывает картины из прошлого, иль голова Медузы Горгоны, которую почти стерло безжалостное Время продолжает околдовывать своими чарами случайного путника, но здесь на метафизическом уровне чувствуется другое измерение бытия. Первопричина это связана с окутанным золотом изумрудным кубком-граалем тогда еще архангела Люцефера, тайну которого за семью печатями-заклятиями будто бы уже семь веков берегут эти руины, или действует древнее проклятие когда-то русского рода Дубов, отрекшихся от веры предков и переименовавшихся в Добо на мадьярский манер – легенды не уточняют.
Дальние путешествия и сейчас, при всех достижениях современных науки и техники, — большой стресс для организма и изнурительное приключение с большим количеством неожиданностей на пути. А что говорить о старых временах с их отсутствием транспорта и электронных навигаторов, без множества кафе на каждом углу, да и дорога тогда измерялась не часами, а днями и неделями.
Конечно в таких обстоятельствах, когда путник сам не знал на какой промежуток времени оказывался меж двух конечных точек своего пути при отсутствии тогда широкой сети точек общественного питания, позаботиться о питательном и калорийном хлебе насущном нужно было заранее или положиться на милость Божию и встречных людей (что было бы довольно легкомысленно). Одним из таких украинских традиционных блюд для путешественников являются сытники — бездрожжевая мучная выпечка традиционно с творожной или яблочной начинкой (говорят раньше еще использовали свежие сливы, вишни, малину, клубнику).
Он, как вдохновенный модельер, украшает землю богатыми пестрыми одеяниями в золото-багровых цветах, которые вместе с дарованным им румянцем так подходят матушке-Осени на фоне оставленного Летом изумрудного бархата. Поэтому традиционно в украинском календаре он носит имя Жовтень (московською Октябрь), хотя вместе с тем в народе существует множество его остроумных прозвищ вроде: Листобой, Свадебник (за количество свадебных торжеств), Зазимник, Пазерник (кострица) (из-за время чистить лен и коноплю от костриц ), Покров, Грязень или Хмурень («Плачет осень холодными слезами»), Древопилок (активизация заготовки дров к холодам), Костринчик (из-за сжигания опавших листьев и жухлой травы), Птицегон («Ходит октябрь по краю, выгоняет птиц з гаю») .
Согласно древним славянским верованиям (согласно утверждениям ст. Эйнхорна, автора XVII века) октябрь был месяцем под знаком Велеса, покровителя человеческих душ, сына Рода-творца вселенной, что вероятно было связано с соответствием осени в жизненном цикле предков с закатом жизни, когда природа постепенно умирает (засыпает), потому-то и пахнет он по-стариковски, капустой. По украинским верованиям Велес приходил в каждый дом домовым, душой одного из предков, чтобы помогать поддерживать в семье порядок. Недаром же Дедов день (12 октября), традиционный день последнего посещения в текущем году могил своих умерших, приходился именно на средний месяц осени.
Вся жизнь, как единая ода просветительству во всем многообразии его проявлений от обучения и учительствания до основательных научных исследований и подготовки пособий для популяризации их результатов, за что в конце концов его оборвала безжалостная рука тех, кто пришел под фальшивыми лозунгами «Учиться, учиться и еще раз учиться», а на самом деле – превратить общество в серую массу одноликих посредственностей. У него было много псевдонимов, но одна цель — сделать этот мир лучше через познание прошлого, Василий Резниченко, крестный отец Гетманщины, украинский историк, педагог, статистик, демограф, библиограф.
Своими благородством и скромностью он удался в своего отца Василия — так же вел довольно тихую жизнь, отдавая всего себя любимой работе. А начиналось все в благородной семье конотопского фельдшера образца 1892 года. Местные церковно-приходская, городская, а в завершении среднего образования – коммерческая школы, и вот в свои девятнадцать Василий – студент Киевского политеха, где вместе с тем вступает в «Просвіту» и начинает печататься в газетах «Діло» и «Сніп».
Как мир познает другую страну и составляет свое мнение о народе ее населяющем? – это риторический вопрос, потому как этот путьтдля каждого свой: кто-то едет путешествовать, кто-то видит ее через призму событий прошлого и сюжетов мировых СМИ дня сегодняшнего з ней связанных, а кому-то достаточно маленькой детали вроде бокала хорошего вина или солнечного луча пробивающегося сквозь витраж окна старинного дворца.., чтобы страстно влюбиться в другую страну, ее людей, ее культуру навсегда.
1958 год. Лютеранская кирха где-то в пригороде Мюнхена. Случайно завязавшийся разговор между пастором и заглянувшим из интереса на огонек собеседником. К огромному удивлению последнего, который оказался одним из многочисленных журналистов общественно-политического еженедельника в экзили «Шлях перемоги» (его авторской подписью были две буквы, «о.д.»), немецкий священник проявил недюжую осведомленность в украинских делах, да не по клише навязанным через западные СМИ про-советской пропаганды, а актуальных реалиях оккупированной в то время советским режимом страны по ту сторону «железного занавеса».
Маленький пушистый комочек всепрощающего добра, который не увидишь в обычной среде их существования среди высоких летних трав, осенних палых листьев или белых снежных сугробов.., если нет обладаешь такой же чуткой сочувственной и толерантной для всего сущего душой, и то лишь при условии, что сама хуха позволить это (ведь по народным поверьям они — мастера маскировки и легко меняют цвет своего мягкого меха под стать окружающему пейзажу).
По украинской мифологии хухи относятся к миру добра, испокон веков оберегая украинские леса, степи, горы, овраги… не любят они только водянисто-влажные места, потому как мех их быстро намокает и долго сохнет, от чего они мерзнут и болеют. Свои уютные маленькие домишки-норки эти украинские ангелы добра обустраивают меж корнями деревьев, в неглубоких защищенных ямках подальше от хоженых людьми троп и дорог, там где никто не помешает уютному существованию их колонии (считается, что селятся они рядом со своими родственниками-друзьями но в отдельном доме, рассчитанном едва на одну персону).
Всех его регалий не перечислишь, его вклад в возрождение Украины на рассвете ХХ века не переоценишь, чтобы записать все его официальные и неофициальные титулы-регалии не хватит полноразмерного листа, а память о нем бережно хранится на двух континентах, ведь вся жизнь Ивана Боберского — это сплошная ода украинству через призму бескорыстного активного труда на общественное благо своей нации.
Одно рождение первенцем в семье потомка старинного благородного украинского рода, столетиями гордо несшего флаг своей национальной идентичности под гербом «Сас», с детства наложило на Ивана бремя долга и ответственности по отношению к памяти своих предков, а строгое традиционное воспитание под присмотром отца-священника и матери-учительницы в кругу семи своих младших братьев и сестер лишь обострило те качества, которые сформировали парнишку как альтруистичную активно-патриотическую личность.