История
Весь безудержный нрав разгулявшейся стихии, которая не признает никаких препятствий на своем пути не раз испытывал на прочность силу человеческого духа тех, кто строил своими руками город на берегу Бердянского залива, чтобы еще и еще раз утвердить их в вере правильности избранного пути. 1852, 1870, 1875 года… – и это документально подтвержденные факты, когда по его улицам можно было передвигаться скорее на лодках и баркасах, чем в экипажах (вода у соборной Соборной церкви поднялась на 75см).
Не смотря на периодическое затопление центра Бердянска, официальной датой основания которого считается 3 ноября 1827 года (были отмежеваны земли для поселения и порта), городская администрация обратила свой взор на эту проблему лишь 10 мая 1890 года актом обследования приморской территории членами Технического присутствия с решением о сооружении каменной набережной.
Однако проект, согласование и подготовка столь необходимого для города сооружения как защита от причуд властителя морей растянулся на целых четыре года. За это время благодаря распоряжению начальника порта капитанам приходящих в порт за зерном каботажных и иностранных судов в виде балласта с собой брать камни и щебень вместо песка, который сбрасывался в море, появилась целая насыпь вдоль береговой линии. Изначально предназначенная для прокладки железнодорожной ветки «Бердянск-Чаплино», она послужила основой гранитной набережной, строительство которой проводилось четыре года и было окончено в 1898-ом, а еще через год было запущено железнодорожное сообщение.
Тогда-то в начале ХХ века, уже не боясь подтопления, местные предприниматели и обыватели начали осваивать прибрежную территорию восточнее порта: на углу с ризницами (ныне Приморская площадь) предприниматель Павел Петрович Чепраков открыл платные бани, а чуть западнее, рядом с Пушкинской — он же организовал теплые морские ванны; неподалеку от порта на набережную выходил сад Гурского, а у самой кромки воды красовалась местная достопримечательность – купальни Калтыкяна.
И при этом, не смотря на посвящение города в курортные мекки государственного масштаба, в 1911 году суда же с территории бердянского порта были перенесены два резервуара для хранения горюче-смазочных материалов фирмы «Братья Нобель» и появилась разветвленная сеть железнодорожных путей станции «Бердянск-порт».
С установлением на украинской земле советской власти после гражданской войны 1917 — 1923 годов, положение и внешний вид Приморской улицы, переименованной 28 июня 1921 года в честь Максима Горького, ни капельки не изменился — практически все здания сохранились, хоть и с новым предназначением, лишь парк Гурского прекратил свое существование, вырубленный немилосердной рукой, да купальни Калтыкяна смыло прибрежной волной.
Первая масштабная реконструкция бердянской набережной была проведена лишь в послевоенные годы, когда в 1958 году с курортной зоны были убраны все кроме одного железнодорожные пути (осталась линия в порт), разобраны станционные сооружения и облагорожена прилегающая территория. Вот только два коричневых резервуара братьев Нобель возвышались в районе третьего пляжа аж до середины 1970-х.
По-европейски красивыми морские врата города стали на заре нового третьего тысячелетия, когда в ходе реконструкции исторического центра ее одели в брусчатку и гранит, а на самобытном лике появились беседка-ротонда и памятник рыбачку, солнечные часы и фонтан, аллея звезд и памятник жадности, превратившие главную городскую площадь в самобытную жемчужину.
Архитектура
Бердянская набережная длинной около километра и шириной от 35м до 130м с Приморской площадью и нависающей над морской гладью беседкой-ротондой под золотым куполом в центре окутана в ненавязчивый зеленый хитон акаций и кленов. Со стороны моря ее опирающийся на массивные валуны контур опоясывает железобетонный парапет, одетый в гранитные плиты, а простор украшают большие и малые скульптурные формы, которые вносят свою лепту в создание хорошего настроения и положительных эмоций у горожан и заезжих отдыхающих.
Дополнительная информация
Место расположения: Украина, Запорожская обл., г. Бердянск, ул. Горького (набережная).
Как добраться
Автотранспортом по трассе Е58 (М14) (Одесса — Николаев — Херсон — Новая Каховка — Мелитополь — Бердянск — Мариуполь) до поворота на Бердянск, затем вдоль Восточного проспекта до ул. Морской, которая выходит к пешеходной части ул. Горького.
Общественным междугородним транспортом до Бердянска, а затем пешком вдоль ул. Морской четыре квартала до пешеходной зоны набережной.