Как миг над украинской землей пронеслось все веселье головокружительно-быстротечного весеннего периода возрождения и буйства природы, позади вместе с сладостно-дурманящим ароматом цветов и трав, птичьими оркестрами, пчелиными жужжанием в неусыпных трудах, магией Купальской ночи в качестве его апогея, в котором день и ночь, лето и зима, жизнь и небытие меняются ролями, чтобы на полгода уступить дорогу в вечном цикле бытия. Лето в самом зените, но тихие шаги холодов уже ощущается где-то за горизонтом, и их походка становится все увереннее с каждым днем, начиная с Петра и Павла, которые «день отрежут» (29 июня).
К Петру в Украине готовились, как к большому празднику с обновлением побелки, праздничными рушниками, обновленными ароматными травами, свежими цветами, убранным домом и двором. И хотя день и был полностью не рабочим, должен был сжат первый сноп.
Когда в мгновение ока белый день превращается в ночь, и только вспышки молний не дают тьме окончательно поглотить всю землю без остатка, прорезая своими световыми мечами небо, падающее на землю большими каплями дождя, в рокоте грома звучит сам глас божий (у древних славян он ассоциировался с Перуном или Дадждьбогом), который не услышать невозможно, ведь даже сама Матушка-Земля весной просыпается от его раскатов.
Издавна в Украине верили, что вся фантасмагория природы случается из-за того, что доведенный до последней стадии исступления проделками нечистой силы бог Громовик, начинает свою охоту с хортами и ловчими соколами на нее. Говорят, дьявол именно для того и гасит свет в мире, чтобы усложнить богу поиск и уничтожение его верных служок, ведь чем гуще тьма, тем сложнее найти черное-сырое существо в ней. Вот и сердится Громовик, да так, что эхо его баса достигает земли. Убегают и прячутся черные слуги, а украинский крестьянин крестится да рот не раскрывает, чтобы к нему они не пристали.
Знаменитый город стеклодувов, откуда происходила большая часть елочных украшений довоенной Европы, первые звезды Кремля, иллюминаторы советских самолетов, ситаловая посуда, шампанские бутылки… на рубеже 1980 – 1990-х оказалось там, где и большинство населенных пунктов завязанной на промышленной инфраструктуре с партийными аппаратчиками вместо профессиональных менеджеров во главе предприятий – в экономической пропасти.
Конечно же на этой волне активизировался и вышел на свет ранее глубже спрятанный от любопытных глаз стороннего обывателя криминальный мир при полном попустительстве со стороны правоохранителей (ведь последние стали его неотъемлемой частью). Этому способствовало само расположение городка на севере Донетччины, через который предприимчивые московские дельцы организовали наркотрафик из Афганистана в Европу, главным перевалочным пунктом которого в начале 1990-х служил расположенный в полсотни километров севернее Славянск, а полноводье этой нарко-реки расплескивалось во все стороны, смывая в небытие тысячи и тысячи украинских жизней.
У него так много ипостасей в украинском фольклоре, что все их и не перечесть, ведь уважительное отношение ко всем прошлым поколениям своих предков и рода в целом украинский младенец впитывал в себя вместе с маменькиным молоком. Причем чествование духов своих умерших не ограничивалось какой-то единственной конкретной датой, они всегда были рядом, поучали, помогали, оберегали, а порой и карали за ослушание, так что Чур (Нур, Крыса, Пращур), как их отождествление, шел плечом к плечу с украинцем от колыбели до гробовой доски.
В доме он выступал помощником Домового, в обязанности которого входило поддержание очага в домашней печи. В украинскую старину на самом высоком пригорке у каждого села обычно был установлен полый внутри глиняный истукан-тотем Чура, внутри которого всегда горело поддерживаемое специальным сторожем пламя, чтобы каждый желающий мог в любое время дня и ночи взять себе домой частичку великого дара предков, огоня, в случае необходимости.
Самая короткая ночь года, которая своим магическим крылом, едва коснувшись украинской земли, снова поворачивает круговорот года с лета на зиму — это ли не настоящая магия, которая стирает границы между мирами и делает невозможное возможным. Именно поэтому с давних времен в Украине Купальская ночь с вечера 23 июня была окутана магией легенд, обрядов, пророчеств и традиций, которые через мистический потусторонний мир прокладывают путь будущему.
Древнеславянский Купало (название предположительно семантически связано с разрешением на купание в реках с этой даты). В христианстве славянского Купала перекрестили на Иоанна Крестителя — так в праздники пожилого солнцеста появилось двойное имя: Купайло, Купальница, Купа, Иван Купала, Зильный Иван, Иван Ведьмский, Иван-Ведьмак, Иван-Кветник, Иван -Лопушник, но, не смотря на тысячелетия церковных запретов, украинцы так и не отказались ни от веры своих предков, ни от традиций этого дня. Согласно поверьям Купало благословляет единение бога огня Семиярила с богиней воды Даной (Маренной, Ладой), брак которых дает жизнь всему существующему на Земле. Он – покровитель плодородия во всех его проявлениях, поэтому чествование священного союза было одним из величайших праздников года украинских предков, с которым пришлое христианство тщетно пытается бороться вот уже третье тысячелетие, однако традиции его живут и поныне.
Кукуруза пришла в Украину не так чтобы и давно, всего каких-то два столетия назад. Но неприхотливость ее выращивания в условиях засушливого украинского лета и замечательный вкус очень быстро очаровали души местных жителей, введя в повседневный и праздничный рацион блюда из золотых кочанчиков, а название мамалыга или кулеша (реже – кулиш) стало символом украинского семейного застолья.
Так приготовлена из вареной кукурузной муки или крупы (иногда на заранее сваренном и истолченном картофеле) заправленной сливочным или растительным маслом с добавлением шкварок из побрюшины, яиц, брынзы, коровьего сыра, «постного» молока, сметаны растертого чеснока, обжаренного лука и моркови… она стала королевой стола за вечерними посиделками за неспешными семейными разговорами. Ведь ее сытность и отличный вкус так хорошо дополняют уют дружеской атмосферы.
Он был последним оплотом благородства Войска Запорожского, как сублимация ее чеснот и ценностей, которые всегда ставили духовное превыше материального. Может, поэтому небеса ему отвели так много лет прожить на этой грешной земле, чтобы собственным примером вдохновлять других на совершенствование своих добродетелей и борьбу со своими слабостями. Петр Калнышевский — не покорившийся московской самозванке казацкий лидер, последний кошевой атаман, украинский святой.
Его происхождение – тайна, на которую затейник-Время наклал семь печатей: по одним сведениям – он из подольской шляхты, по другим – из крестьян. Хотя фактически его выросла и воспитала Сечь, куда он неведомо как попал еще восьмилетним мальчишкой. Потому-то казачье братство фактически было его семьей, интересы которой он добросовестно защищал всю жизнь. Усвоенные с детства постулаты и жизненные принципы украинской вольницы в сочетании с богатым собственным опытом и неустанным отстаиванием казацких интересов, ведь он прошел путь от простого джуры до высших воинских должностей, обеспечили ему тот авторитет, который десятилетие удерживал на посту руководителя запорожцев. Хотя у него за плечами было немало лет – на момент второго избрания кошевым атаманом (первый раз казаки кликнули его на атамана в 1762-ом, но московская самозванка, Екатерина II, отменила его назначение после личной встречи) Калнышу исполнилось целых семьдесят пять лет.
Когда на украинские просторы ступает долгожданный и такой желанный гость с целой корзиной щедрых даров — это настоящий праздник для земли и людей, живущих на ней. Ведь в лукошке том и настоящее тепло, и щедрые урожаи, и веселое пение птиц.., которые знаменуют собой возрождение жизни и обретение силы всем сущим на год вперед. Именно поэтому прихода лета так ждали и радостно встречали Русалиями, которые отмечались целую неделю и заканчивались магией Купалы.
В персонифицированном образе лета проявился весь дуализм древнеславянских верований и мудрость целостности восприятия мира украинскими предками, недаром же слово «лето» в украинском языке — среднего рода. Ведь с одной стороны он представлялся румяным мужчиной-хозяином в золотом кафтане, сыном Дарджьбога-солнца. А с другой – молодой хозяйкой в веночке из красочных цветов в зеленом длинном платье, матерью Белобога, неутомимо хозяйничающей от рассвета до заката. И оба они помогают трудолюбивым людям в их неусыпных трудах, которых так много летом.
Заготовка и хранение продуктов питания с давних времен в украинской культуре было своеобразным видом искусства. И если в холодное время года хранить различные скоропортящиеся продукты вроде мясо-молочки не требовало значительных усилий, вполне достаточно было глубокого сухого вентилируемого погреба во дворе или подвала под домом. А вот долгое жаркое лето диктовало свои требования к хранению продовольствия в пригодном для потребления виде. Поэтому к нему тщательно готовились заранее и правильному хранению продовольствия хозяйкой уделялось много внимания.
Так молоко перерабатывалось в сливочное масло, которое для хранения клали в банку с соленой водой под плотной крышкой. Для хранения молока в свежем виде к нему клали специальную лягушку (в народе ее называли «холода»), которая охлаждала продукт своим тельцем и с помощью природных антисептических элементов, которые продуцирует ее кожа, а так же предотвращала появление и размножение молочнокислых бактерий. Сметана, кисляк или томленная в печи ряженка, как кисломолочные продукты, в течение нескольких дней не нуждались в специальном хранении, кроме нахождения сосуда в недоступном для солнечного света месте.
Самый щедрый на ягоды и мягкое солнечное тепло, самый старший сын хозяина-Лета, который своей щедрой рукой «весь год кормит». Традиционно в Украине его звали Червнем, Гедзнем, Перволетом, Полуднем, Румянцем, Разноцветом, Синокосом, Светозором, Солнцехрестом, Хлеборостом или Червенцем, из менее распространенного: Изок, Июнь, Кресны, Петройки, Быдень первый или гнилец.
Его славянским покровителем был Купала, бог любви и плодородия родившейся от священного брака воды и огня. Он оберегает, благоприятствует и благословляет все, что связано с жизнью и продолжением извечного цикла бытия. Ведь именно на июнь приходится летнее солнцестояние с его самым длинным днем, фактически запускающим новый цикл угасания и последующего возрождения, который продлится весь последующий год. Недаром же его камнем-оберегом считается многоликий агат всех цветов червя от бледно-розового до темного багрянца.